политика по телевизору, ага...

Nov 10, 2005 23:41

По НТВ из соседней комнаты троица - Владимир Соловьёв, Жирик, Гейдар Джемаль. Жирик занимается популизмом: вопит в лицо Джемалю: "Это вы коррумпировали Россию!!!" (имея в виду мусульман, евреев, американцев, легальных и нелегальных иммигрантов, и чёрта лысого заодно). Джемаль отлаивается - иногда умно, иногда пропагандически. Передёргиваниями занимаются все трое, все трое жутко непоследовательны и забывают то, что говорили три минуты назад (Соловьёв - в меньшей степени).

Настолько наглого политического бреда я давно не слышал... и паче странно его слышать от Жириновского, который, когда не паясничает и не занимается пропагандой идей собственной партии - весьма неглупый мужик с двумя высшими и честной степенью доктора наук, кажется, экономических.
Интересно, какого лешего он на всю страну несёт подобную чушь, тогда как любой восьмиклассник-хорошист прекрасно знает, что взятки чиновникам в России были УЗАКОНЕНЫ (пусть и неписаными правилами) на протяжении весьма длительного времени (с перерывами). Последний такой период был при Николае Первом, когда ни о каких террористах-ваххабитах, мещанских погромах и пр. ещё слыхом никто не слыхивал (хотя война на Кавказе уже шла на тот момент весьма продолжительное время).

Более того - ещё в удельные времена существовали "кормления" - административные должности, где чиновничье жалованье обеспечивало деньгами и натурой местное население (и какие-то проблемы населения, само собой, решались).

Собственно, единственным правителем (до революции), который чиновникам положил жалованье, а за взяточничество, в случае поимки, строго наказывал, был Пётр Первый. После него всё опять пошло по-старому, слегка притормозившись при Екатерине Второй.

Не знаю, насколько авторитетным для "истинно-русских людей" является Ричард Пайпс, гарвардский профессор истории и славистики (подозреваю, что "истинно-русским людям" не авторитеты даже Ключевский с Карамзиным), но позволю себе очень хорошую из него цитату:


Ставшее притчей во языцах взяточничество русских чиновников (особенно провинциальных, и уж тем более в губерниях, удаленных от центральных городов) не было следствием каких-то особых черт русского национального характера или ничтожности людей, избиравших административное поприще. Оно порождалось правительством, которое, не имея средств на управление, не только веками не платило жалованья своим чиновникам, но и прямо советовало им "кормиться от дел". В Московской Руси право чиновников набивать себе карманы в какой-то степени регулировалось тем, что они могли занимать должности в провинции только в течение строго определенного срока. Чтобы воеводы, назначенные на хлебные должности в Сибирь, не превосходили некоего считавшегося разумным порога вымогательства, правительство выставляло на ведущих из Сибири к Москве трактах заставы, которые обыскивали
возвращавшихся воевод и их семейства и отбирали у них излишки. Чтобы уйти от этого, лукавые воеводы, как тати ночные, возвращались домой окольными путями.
Петр Великий предпринял смелую попытку положить конец таким порядкам, когда чиновники, на бумаге служившие короне, на деле являлись мелкими сатрапами и заботились в основном о своем собственном благополучии. В 1714 г. он запретил жаловать поместья чиновникам центральных приказов и отменил систему кормления для провинциальных чиновников. Отныне все государственные служащие должны были получать жалованье. Эта реформа не увенчалась успехом по недостатку средств. Даже при строгом петровском режиме только чиновники центральных ведомств Петербурга и Москвы получали жалованье, да и то нерегулярно; провинциальные же чиновники продолжали жить за счет местного населения. В 1723 г. четверть средств, выделенных на оплату государственных служащих, пришлось задержать для частичного покрытия бюджетного дефицита. Как отмечает австрийский путешественник Иоанн Корб, во времена Петра российские начальники должны были давать взятки собственным коллегам, чтобы получить причитающееся им жалованье. При ближайших преемниках Петра казна пришла в еще большее расстройство, дела шли все хуже и хуже. Например, в 1727 г. выплата жалованья большинству категорий подьячих была официально отменена и чиновникам было предложено кормиться от дел. Положение несколько выправилось при Екатерине Второй, которая проявила большой интереск провинциальному управлению и велела значительно увеличить отпускаемые на него средства; в 1767 г. для этой цели была ассигнована четверть бюджета. Также были приняты меры к тому, чтобы жалованье чиновникам выплачивалось вовремя. Коренная проблема, однако, оставалась нерешенной. Во время и после царствования Екатерины жалованье государственных служащих оставалось на таком низком уровне, что большинство чиновников не могли свести концы с концами и вынуждены были искать дополнительных источников дохода. В царствование Александра I младшие подьячие получали от одного до четырех рублей жалованья в месяц. Даже принимая во внимание дешевизну продуктов и услуг в России, этого было далеко не достаточно, чтобы прокормить семью. Затем, жалованье выплачивалось бумажными деньгами (ассигнациями), которые, спустя некоторое время после их первого выпуска в 1768 г., сильно упали в цене и в царствование Александра I шли, в пересчете на серебряные деньги, за одну пятую номинальной стоимости. Таким образом, реформы Петра и Екатерины не изменили ни экономического положения чиновничества, ни порождаемого им отношения администрации к обществу. Наподобие посланцев татарского хана, чиновники, назначенные управлять провинциями, в основном выступали в роли сборщиков налогов и вербовщиков; они не были, что называется, "слугами народа".
Вследствие отсутствия абстрактной, самодовлеющей идеи государства, чиновники не служили "государству", а сперва заботились о себе и потом уж о царе; вследствие отождествления бюрократического аппарата и государства, чиновники были неспособны провести различие между частной и казенной собственностью.

Хуже всего (проходя на кухню, глянул в экран) реакция уважаемых господ телезрителей - Вольфыч на своих воплях срывает банк голосов...

политикум

Previous post Next post
Up