Книжное

Feb 15, 2006 19:15

Элизабет Барбер. «Женская работа: Первые 20000 лет»

Мне определенно нравится, как она пишет, понятно, логично и с юмором. Очень порадовало, что написать книгу о истории ткачества и роли женщин в этом безобразии ее побудило чтение мемуаров Надежды Дуровой (прототип Шурочки из «Гусарской баллады»). Кстати, Алекс, мемуары я бы тоже не отказалась почитать. У тебя случайно не завалялось? %)



«Perhaps the most important thing that has been omitted from this book, however, is fiction. Romantics may enjoy Hollywood tales about Ooga and Oona, grunting around the fire of a squat and hairy stoop-shouldered Palaeolithic ruffian, after he has dragged them by the hair from the next cave. Idealists may savour the rosy utopian visions of the “life before war” in a Neolithic Age ruled by women totally connected to the pulse of Mother Earth. Those stories are fun. But what, I ask, life was really like»
«Не было у бабы заботы, купила баба порося..» (с) Сама книжка начинается с того, что она стоит посреди комнаты, в которой восемь часов раскладывала нити основы и вспоминает, какой черт понес ее на эти галеры. «В соляных копях Австрийских Альп нашли обрывки ткани. Возраст 3000 лет. Я посмотрела на нее и решила, что хочу такой шарф. Причем настолько близко к оригиналу, насколько возможно. Два месяца искать пряжу, восемь часов заправлять станок... С другой стороны, могла ведь сначала купить овцу, вырастить ее, шерсть постричь, покрасить, расчесать, спрясть.. Да... после этого заправка станка показалась бы мне сущим пустяком».
«... Есть простой ответ на вопрос, почему ткачество, приготовление пищи, шитье и тд. стало уделом женщин: Основная задача женщины - воспитание ребенка, поэтому любая ее работа должна строиться так, чтобы не мешать уходу за детьми, т.е. не требовать полной сосредоточенности (монотонная и не слишком креативная), позволять часто отвлекаться, не нести потенциальной опасности для ребенка и не требовать нахождения вне дома. Возможность выполнять два скучных дела одновременно, делает их более интересными, успокаивает и расслабляет» (Котокрыс-сан, родственников надо обязательно запрячь вязать шарфики, чтобы на мысли о бренности сущего не оставалось времени ;))
«Почему же в таком случае именно мужчина изобрел механический ткацкий станок и прядильную машину? - спросили как-то меня. Ответ на это тоже очень прост: в основе любого эксперимента лежит возможность краха и пустой траты ресурсов. Женщина, занятая повседневными хлопотами, заботится о выживании семьи и не имеет ни времени, ни свободных ресурсов для проведения опытов».
Кстати, когда некто Харгрейвс, не в силах видеть, как надрываются его жена и дочери, изобрел ту самую прядильную машину, его женщины были рады, а вот соседи - крайне недовольны таким «жульничеством», поломали машину и выгнали незадачливого изобретателя из города.
Для реконструкции мира неолитических племен она привлекает результаты исследований финно-угорских языков:
«Sometimes people would wrangle , admonish , or curse, sometimes get high. But they also knew how to give presentsand distribute goods »
«В Илиаде Афродита учит Геру, как правильно носить свой пояс. И описание пояса и способ ношения соответствуют веревочной мини-юбке Гагаринских Венер». Очень любопытно... Барбер считает, что доисторические веревочные юбки, которые больше показывали, чем скрывали, именно потому и были такими, что означали готовность девушки к вступлению в брак. Система доказательств мне очень симпатична.
«..Прирученная скрученная нить открыла человеку множество новых возможностей, повысила шансы на выживание и стала незримым оружием, позволившим покорить землю..»
В общем, сначала я хотела купить только «доисторический текстиль» этого автора. Теперь, видимо, разорюсь еще и на «Женщин» %)

текстиль, работа, музейное, книжное, типа наука, history

Previous post Next post
Up