Оригинал взят у
bafut_spb в
Сочинская олимпиада - 5 ярких дней на переднем краеИтак, случилось мне побывать в олимпийском городе Сочи и соседней с ним Абхазии. О них, надеюсь, получится рассказать позже. Сейчас же о том, о чем и не помышлял я, отправляясь в эти благословенные солнечные места.
В прошлый раз мне не удалось добраться до
Дендрария, и теперь я первым делом отправился туда.
Погуляв несколько часов по чудесному парку, расслабившись после хмурого Петербурга под осенним субтропическим солнышком и синим небом я, не ожидая никаких приключений, забрел в нижнюю часть дендрария. И тут навстречу вышли двое господ. Внешний вид их породил у меня в голове вопрос: будут клянчить на пиво, или же непосредственно грабить. И еще я успел подумать: как странно, средь бела дня в таком чудном месте, как, право же, глупо...
Но все оказалось интереснее.
Один из них, вот этот самый, заговорщицки наклонился ко мне и таинственно произнес буквально следующее:
- Мы тут проводим антитеррористическую спецоперацию, покажите что у вас в рюкзаке.
- Ээээ.... А кто, собственно, эти самые вы, и какие у вас для этого имеются документы?
- Так, вы что, не хотите показывать рюкзак? Мы охрана! Мы проводим операцию. Покажите что в рюкзаке, или сейчас поедем в другое место!
- Сначала хочу посмотреть ваши документы. И другое место меня не особенно пугает.
- Документы? Какие еще документы! Говорим же - мы охрана.
- Вызывайте полицию. По-моему гораздо полезнее проверить вас, а не мой рюкзак!
Активист без энтузиазма принялся куда-то названивать, бормоча про участкового, а второй просто слился. Вскоре пришел проверяльщик билетов, у которого обнаружилось хотя бы какое-то удостоверение.
Поскольку в рюкзаке у меня не было ничего интересного, и меня больше волновал вопрос, чтобы в него, наоборот, чего-нибудь интересного не подбросили о*уевшие садовники, я подтянул каких-то продавщиц в качестве понятых, показал рюкзак и ушел из Дендрария - настроение гулять по нему исчезло. "Спецназом", кстати, оказались даже не охранники, а просто рабочие ботанического сада.
Подивившись простоте сочинских нравов, я припомнил, что и впрямь вечером в магазине видел вот такое забавное объявление. Забавное - потому что мне сразу же объяснили: всем прекрасно известно, что "антитеррористическая операция" учебная, ищут подставных бандитов, которые по представлениям спецслужб должны выглядеть вот так:
Более того, ряженые вроде бы уже куда-то успешно пробрались и прокричав "пиф-паф" или "бах-бах" что-то понарошку как бы "взорвали". Что прибавило скипидару действу и исполнителям.
Вечером мне на глаза попалась в Интернете свежая карикатура Сергея Ёлкина. "Наверное просто тренд такой на погони и спецоперации", - подумал я. Хотя еще не догадывался НАСКОЛЬКО это тренд!
Источник На следующий день мы отправились на выходные в Абхазию. Поскольку из-за повальной спецоперации пробки на автомобильной границе выросли до 12-15 часов в одну сторону, решили бросить машину перед границей и пройти по пешеходному пограничному переходу, а дальше ехать на маршрутке.
Стоило выйти из машины и направиться к границе, как путь нам преградили гаишники.
- Паспорта! Идемте с нами, сейчас будем проверять вас по ориентировке и еще по специальным спискам.
Нетрудно видеть, что нужно быть разве что негром преклонных годов, чтобы не подойти под эту "ориентировку".
Нас было двое, славянской внешности, куртки гортекс и треккинговые ботинки - это и впрямь совпадало с "ориентировкой", хотя свои приметы в ней, наверное, сможет найти каждый. Радовало только то, что я, по мнению милиционеров, выгляжу на 35 лет.
Через 50 метров обнаружилось еще два гаишника, один из которых, завидя нас, возбужденно поднял жезл.
- Нас только что проверили!
Это был первый и последний гаишник, поверивший нам на слово.
Еще метров 200 - и снова паспорта и долгое листание списков.... Впереди - через 10 метров - граница где нас все равно будут проверять.
На границе практически всем, кто не похож на местных жителей, то есть не тащит за собой тачки с туалетной бумагой и провиантом, приходится ждать порядка получаса - идет тщательное изучение паспортов под лупой.
Наконец-то Абхазия. 15 минут до автобуса на Ткуарчал, спешим взять рюкзаки, оставленные в пацхе (местной харчевне). Откуда-то перед нами вырастает капитан милиции:
- Паспорта!!
- Вот паспорта, но мы очень спешим. Автобус через 15 минут, нам еще вещи взять.
- Ничего, возьмете, успеете. Пойдемте в отделение.
- Мы опаздываем, отдайте паспорта. Я почти вытаскиваю паспорта из рук милиционера.
Хватаем рюкзаки, бежим к автобусу. К нам подкатывает мерседес. Парень в кожаной куртке сует под нос удостоверение лейтенанта милиции.
- Документы!
- Нас проверили три минуты назад в 15 метрах отсюда.
- Я приехал специально за вами. Мне отдан приказ доставить вас в отделение.
- Мы опаздываем на автобус.
- Не опоздаете, не моргнув врет лейтенант. Ведь он, в отличие от нас уже знает, что сам же вызвал абхазскую госбезопасность, которую нам придется ждать долго... Впрочем, тут в нашу судьбу вмешались случайные счастливые обстоятельства, и мы обрели свободу уже через 40 минут, разумеется опоздав на автобус.
Наверное всем вам приходилось видеть, как наша полиция проверяет документы у гастарбайтеров, а потом куда-то их ведет. Вот с этого момента я стал чувствовать себя таким гастарбайтером. Только гастарбайтеры приезжают в чужую страну заработать денег, а я нахожусь в своей стране. Ну или в Абхазии, которая живет за счет России на мои, в том числе, налоги, полностью зависит от России и в данном случае выполняет команду той же самой России.
Проверка паспортного режима у приезжих на Красной площади в Москве. Все как с нами - давайте документы и пошли с нами:
Чтобы скоротать время, мы отправились на набережную Сухуми. И вот тут я понял, что уже не просто гуляю. Я постоянно смотрю по сторонам и обхожу милиционеров - то по другой стороне улице, то по параллельному переулку. Здесь меня впервые посетила мысль про "полицейское государство" - словосочетание, часто встречающееся в нашей прессе. В прямом смысле полицейское государство сейчас в Сочи и Абхазии, все как у древних инков - полный контроль, через каждый метр тебя может остановить милиционер, обыскать, задержать, поломать твои планы. Ощущение бессилия.
Наконец, успешно миновав милиционеров (на обратном пути ко мне прицепился еще какой-то мужик в штатском с вопросами, что я фотографирую и отстал лишь после того, как я сказал, что вообще фотографирую только закаты, но сейчас сфотографирую его) мы добрались до автобуса на Ткуарчал. Это - абхазская глубинка и там мы надеялись наконец-то спокойно погулять по горам и повидаться с местными знакомыми, попить компота из фейхоа и чего-нибудь покрепче. Приехали уже в темноте, переночевали, сходили в горы, вернулись и уселись перекусить вином со свежеиспеченными лепешками, жареной медвежатиной и козьим сыром. И тут началось…
На огонек к хозяевам заглянул пограничник Вова родом из Воронежа с расположившейся по-соседству российской военной базы. Вова много пил, много ел, а напившись и наевшись стал часто бегать на улицу звонить по мобильному телефону. Наконец он забрал у хозяев мешок какой-то еды и отправился продолжать службу родине на дальних рубежах. А мы с хозяевами продолжили ужинать.
Ближе к вечеру к дому подкатил уазик. В нем сидело три милиционера в форме и переодетый в гражданку оперуполномоченный. Поскольку с милиционерами этими мы провели потом много часов и очень подружились, я не буду здесь выкладывать их фотографий и имен.
За газиком вскоре замаячил воронежский Вова, сидевший, видимо, все это время где-то в засаде под опавшими листьями буков.
Вообще Абхазия - не совсем Россия. Здесь другие отношения между людьми. Приехать в дом уважаемых людей, чтобы забрать их гостей - это позор для хозяев. И милиционеры это прекрасно знали, поэтому в дом поначалу даже не входили и было видно что им ужасно неудобно, что вот они вынуждены наносить обиду прекрасным людям. Но этого требовало их начальство.
- Здравствуйте, вам надо поехать с нами...
- Это зачем?
- Ну на вас поступила ориентировка...
Наша хозяйка обращаясь к Вове:
- Ну что, Вовочка, с неба звездочка упала?
- Мы задержаны?
- Неееет! Что вы! Вы не задержаны!
- Мы свободны?
- Конечно вы свободны.
- Тогда мы не хотим ехать с вами, хотим пить вино.
- Как это? Но нам же надо вас доставить....
- Это просьба?
- Да! Это просьба.
- Но мы не хотим выполнять просьбу. Вот наши паспорта, проверяйте.
В таких бесплодных разговорах мы провели около трех часов, допивая пятилитровую бутыль вина. Вове, правда, вина уже не предлагали, да и милиционеры высказывались в том плане, что на службе вроде как не положено.
Поступали предложения отдать паспорта милиционерам и заехать за ними утром, угрозы посадить нас на 15 суток, потом опять уговоры...
Мы категорически отказывались ехать, раз мы не задержаны, а начальник милиции уговаривал все-таки приехать, потому что на него "давят".
Вообще законы можно выполнять, можно нарушать, а можно - просто не читать. В Абхазии видимо о существовании законов слышали, но никогда не думали, что они имеют какое-то отношение к практический жизни.
Вскоре позвонил начальник местной госбезопасности Эдик Чолария. Разговаривал он исключительно на "ты", припуская матерком и с места в карьер угрожая "закрыть" на 15 суток и запретить въезд в "независимую" Абхазию в будущем.
Я не остался в долгу и позвонил в консульство России в Абхазии. С этим консульством мы потом вели долгие переговоры вечером и утром, беседовали с нами вежливо, обещали перезвонить через 5 минут и, разумеется, ни разу не перезвонили.
В итоге уже по личной просьбе хозяев, на которых давил начальник милиции и гэбешник Эдик, и покончив с 5 литрами вина, мы поехали-таки в милицию. При этом милиционеры лично поклялись доставить нас обратно тем же вечером. И свое обещание выполнили. Хотя до часу ночи мы просидели в милицейской дежрке, перезнакомившись с ее замечательным личным составом.
Выяснилось, что никакого смысла везти нас в милицию не было - антитеррористическая работа службы госбезопасности в лице Эдика, который и диктовал милиции, что с нами делать, заключалась в том, чтобы проверить нас по каким-то спискам в Сухуми. А в Сухуми хранители списков уже спали. Так что милицейский УАЗ доставил нас обратно домой (к сожалению не получилось с мигалкой, как я просил - машина с мигалкой оказалась не заправлена).
На следующее утро мы снова приехали в Ткуарчал и по дороге в госбезопасность к Эдику у нас дважды попытались проверить документы милиционеры. Им просто отвечали, что паспортов у нас нет (расписку об изъятии паспортов нам выдать отказались) и одного попросили провести нам по Ткуарчалу автомобильную экскурсию, что он радостно и исполнил - показал весь город и высадил у памятника героям двух войн - Великой Отечественной и Войны за независимость.
Вот здесь мы проторчали до второго часу дня, пока наконец сотрудники абхазской госбезопасности проснулись настолько, что смогли пролистать списки и нас в них не обнаружили.
Фото @ffidel
Надо ли говорить, что в Абхазии нас проверили еще несколько раз. Правда теперь нам очень помогало упоминание о знакомстве с Эдиком.
- От Эдика? Из госбезопасности? Идите.
Разумеется, нас снова отловили в Сухуме на вокзальной площади. Здесь про Эдика уже не знали и повели нас в знакомое здание милиции.
- Нас вчера проверяли ваши коллеги, прямо здесь, паспорта ксерокопировали. В госбезопасность звонили. Фамилия как-то кака... Какашвили? Каканян?
- Не знаем таких, сейчас госбезопасность приедет и вами займутся.
- Слушайте, мы уже полдня сегодня проверялись непрерывно и вторые полдня с перерывами!
- Не знаю ничего...
Вдруг лицо милиционера озарилось.
- А может вас КАКУлян проверял?
- Точно!!!
Звонок Какуляну и, о счастье, он нас вспомнил! Вот ведь как важно всегда смотреть удостоверения и запоминать фамилии тех, кто вас проверяет :)
Еще несколько проверок при въезде в Россию. К нарядам полиции добавились ряженые в какие-то перья попугаев разномастные кафтаны казачьи наряды. У кого красная шапка, у кого фуражка, кто ремнями обтянут, кто в камуфляже... Не хватает только медведей с балалайками. Проверять документы они не имеют права, но хотят видимо почувствовать себя властью, и активно тянут руки к паспортам.
- Я полиции только паспорт предъявлю!
- Шо лыбисси? Иди вон в будку предъявляй, там полиция.
Полицейские, правда, над этим маскарадом тоже посмеиваются:
- Да они нам помогают. Типа дружинники.
На следующий день я потерял полчаса на проверку паспорта, когда хотел купить фейхоа на рынке. Полицейский, разгонявший плачущих торговок (- Говорят вам - антитеррор, не будет здесь больше рынка, убирайте все!!!), не поленился бросить эту важную работу, чтобы отвести меня в будку метров за 300 для проверки паспорта и листания списков.
Вчера, когда я улетал из Сочи, движение в Красную Поляну просто остановилось - тотальная проверка всех. Так безопасность пожрала то, детищем чего явилась - пожрала собственно олимпиаду, потому что в Красную Поляну не могли попасть на работу сотрудники, эту саму олимпиаду готовящие.
Абхазцы запасаются продуктами и туалетной бумагой - это все из России, а ходят слухи, что границу на несколько месяцев закроют. В Абхазии дорожают продукты. Какими только эпитетами не награждают олимпиаду.
Местные блоги полны рассказов о том, что проверки превратили многочасовые пробки на дорогах в транспортный коллапс. Ни про какие законы, кажется, речи уже не идет. При входе в аэропорт - предварительный паспортный контроль и проверка по спискам еще при входе. Все пассажиры, прибывающие из Москвы, по какому-то специальному приказу сразу должны идти на специальный контроль - об этом объявляют в аэропорту.
В Израиле, где еще недавно террористы устраивали взрывы чуть ли не ежедневно, с ними научились бороться. При этом паспорта у приезжих там проверяют только на границе при въезде и выезде. У нас же - сплошная показуха.
В общем, если соберетесь в Сочи - не берите с собой рюкзаков, зашейте карманы, перемещайтесь с поднятыми руками - в одной внутренний паспорт, в другой заграничный. По двое не собираться. В Абхазию не ездить.
А лучше до апреля просто забыть и про Сочи, и про Абхазию. Хочется на Кавказ - отправляйтесь в солнечную Грузию. Тем более теперь из Москвы летает бюджетный "Пегасус".
Источник