Мы летим из Минска в Браслав, пытаясь скрыться от пулей-новостей, но они преследуют нас, метя в цель. Начало марта, грязные прогалины снега на полях, серо - тоска без надежды. Но это пока мы не встречаем на тупиковой дороге в деревне Герасимово Наталью, ведомую мечтой. В новой серии видеомонологов «Пятое измерение» мы будем давать слово героям, которые ищут спасения от безумия мира в природе, любимом деле, семье - и готовы делиться своими рецептами с другими.
Click to view
Жизнь Натальи неразрывно связана с Беларусью и Украиной, Гомелем и Черниговом. Она проводила детство в деревне в Украине, в доме своего дедушки, недалеко от границы. Дальше был Минск, учеба, работа в онлайне, тусовки, обычный быт. Ездила зимовать, работала дистанционно, хорошо зарабатывала. Потом «щелкнуло» - все не то, нужно возвращаться к корням.
- Я уехала в деревню из столицы, когда мне было 25. По профессии я графический дизайнер. Была уверенность, что смогу зарабатывать удаленно. Уехала в украинскую глушь, в дом дедушки, который считала своей землей. Это Черниговская область, недалеко от границы. Встретили меня настороженно. Это ведь не типичное поведение для горожанина. А я еще тогда носила дреды. Кто-то сказал: «Секта». Говорили: «До первой зимы». Но я задержалась. Вышла замуж. Брак развалился... Со мной остались Варя и Мирон.
Жизнь сложилась так, что из Украины она снова вернулась в Беларусь. Это вполне нормально для мира, в котором страны существуют в общей вселенной дружбы и добрососедства. Наталья купила домик на хуторе под Браславом.
Ведь Браслав, как известно, магнитит хороших людей.
- Хозяин, который нас заселял, удивился: женщина и с двумя детьми, - продолжает она. - А тут вода, дрова, нужно все самой. Цитировал: «Есть женщины в русских селеньях», когда я присылала ему фотографии, как чиню насос или еще что-то делаю... Ехала в магазин, покупала запчасти, справлялась как-то. А самое тяжелое в деревне - пережить зиму.
О трудностях Наталья рассказывает бегло. Из окна на кухне открывается волшебный вид: поле, лес, браславские просторы. Нет шума, негодяев, ада мира.
- Я искала именно хутор. В деревне уже пожила. Люди имеют свойство осуждать. Обсуждать. А здесь соседи хорошие, берем у них молоко, яйца в сезон, но они далековато - практически не общаемся.
Когда я сюда приехала, думала: «Вот бы лося увидеть». Видела и бежала за фотоаппаратом. А теперь знакомые приходят, говорят: «Cмотри, лось!» А я такая: ну, ок... В последний раз гуляли, видели волчьи следы. Кабаны роют на участке. Самые популярные вопросы: не скучно ли мне здесь, не страшно ли?
Я отвечаю: не так страшно, как оказаться одной в городе. Среди людей. Среди людей сейчас может быть страшнее.
Она говорит, что жизнь налаживается. «В процессе появления в доме хозяин».
- Считаю ли я себя отшельницей? С моей точки зрения - нет. А со стороны - наверное. Я за общение с адекватными людьми. У нас были друзья, но, к сожалению, все в последнее время уехали. Варе не хватает коммуникации. Два раза в неделю я вожу ее в город, в Браслав. У нее занятия в музыкальной школе, танцы, рукоделие. С 12 уроки, в пять заканчиваются. Потом мы едем ужинать.
- Дом в Украине. Бабушка-дедушка. Каждые выходные провожу в деревне. У меня атлас-распределитель, с которого я зарисовываю конспекты по растениям, травам, - вспоминает Наталья. - Все это меня интересовало с детства. Уже в начальной школе первая учительница Лариса Петровна давала мне почитать биологию 8-го класса. Дальше была работа за компьютером, длинная пауза. В какой-то момент поняла: а ведь это не делает меня счастливой. А природа - делает. Скачок интереса к травам произошел снова, когда я переехала на свою землю. Я пошла учиться, получила сертификат фитнес-оздоровителя. Переехав сюда, начала обучение еще в одной белорусской школе в сфере народной медицины. Для меня это важно - изучить досконально научную базу травничества. Важно понимать все процессы изнутри.
Из трав можно делать много чего - косметику, чаи, сборы. Даже посуду плести. Но это непростой бизнес.
- Для себя, для семьи любой человек может заготовить определенное количество трав, чтобы весь год пить дома травяной чай. А если заготавливать в промышленных масштабах, то это, как и любой труд, тяжело. Образ - босиком по росе с корзинкой в длинной юбке - моментально рушится. Ты идешь в лес весной, когда снег, идешь в жару, несмотря на насекомых, клещей. В прошлом году я провалилась в яму по плечи, когда собирала иван-чай. Чудом выбралась.
Собрать это еще полдела. Потом надо перебрать, высушить, сохранить. Разные травы сушатся при разных температурах. Основной принцип - высушить быстро, упаковать тут же в герметичную емкость. А потом - заявить о себе. Наталья создала свою марку - «Думы да травы». Работает через Instagram.
Можно ли этим зарабатывать на жизнь?
- Если собирать с утра до вечера. И смотря как оценивать свой труд. Конечно, графический дизайнер зарабатывает больше. Когда я первый раз ушла в декрет, то потеряла почти всех своих заказчиков. Поняла, что работа мамы и дистанционная работа с дедлайнами несовместимы. Какие-то работы выполняю и сейчас, но однозначно не хочу возвращаться к прежней жизни. Сейчас я более счастливый человек. Пускай и непросто было сделать этот выбор.
Прошлой весной она решила проводить ботанические прогулки для семей с детьми. Организовала несколько экскурсий, рассказывала людям о травах, вроде бы все были в восторге. Провела несколько природных квестов с детьми, собирали травы по подсказкам, варили «зелье». Есть идея все это продолжать и в 2022-м. Если будет спрос.
Рядом с домом, в котором они живут, старая хата. Хозяева в Латвии. Разрешили Наталье использовать собственность, чтобы организовать на хуторе музей трав. Это ее главная теперь мечта и цель.
- Это будет уютное пространство, где люди могут почувствовать себя травниками - потрогать, понюхать, попробовать все, что дарит нам лес. Рядом будет аптекарский огород. Высажу сад. На веранде сделаю что-то вроде восточной чайханы. Это будет местом для чаепитий, встреч хороших людей. Понятно, что нужен бюджет. Но я уверена, что рано или поздно это случится. Когда написала первый пост о музее, многие откликнулись с поддержкой. Предлагали помощь: глину, кирпич, сделать стены, восстановить печку. Я верю в людей! Хотелось бы уложиться за год, пускай даже здесь и не будет глянца поначалу.
Наталья добавляет: цель придает ей сил. Особенно в такие времена.
- Если переезжаешь в деревню без идеи, то вскоре понимаешь, что бытовуха мало чем отличается от городской жизни. Дом-корова-огород... То же самое! А когда есть мечта, когда есть планы, появляется смысл, желание, хочется жить.
В этом году они уже ходили в лес всей семьей - за ольховыми шишками и листьями брусники. Снега было много, не пройти. Отложили.
...Мы не можем не говорить о том, что происходит вокруг. Наталья не может сдержать слез. Слишком много личного.
- Я очень боюсь, что никто не заметит этой весны, - говорит она. - Я всегда показывала людям природу. Лес, поле, речка дают мне ресурс. Это то, чему я безгранично доверяю сейчас, когда не понятно, во что и кому верить.
Мне пишут люди, просят чай, чтобы успокоиться. Но сейчас несезон. Стараюсь давать советы, как в этой стрессовой ситуации можно себя поддержать.
Что я могу сделать? Могу показывать, что есть другая жизнь. Без выстрелов. Что есть природа, законы которой нерушимы. Ведь весна придет в любом случае. Я молюсь, чтобы мы ее не прозевали.
onliner.by