(с)Денис Казанский, «Дурдом» Когда мне было лет двенадцать, у отчима моего лучшего друга случилась белая горячка. Я не очень хорошо помню предпосылки этого недуга, отчим пил, но в то время пили почти все, пьянство считалось обычным делом, водку продавали прямо на улице, из ящиков. И вдруг он обезумел. Стал слышать голоса, видеть мышей, бегать с молотком для отбивных и выбивать двери в соседние квартиры. Семья едва совладала с этой неожиданной экспрессией. Отчима некоторое время лечили, от плохих медикаментов он порой бился в эпилептических припадках, но история закончилась хорошо. Теперь он не пьет.
Алкогольный делирий наступает от абстинентного синдрома. Когда алкоголик внезапно перестает употреблять спиртное, зависимый организм не выдерживает стресса и сходит с ума. Несколько дней больной живет в мире собственных кошмарных иллюзий, видит чертей и эльфов, убегает от «погони», или наоборот - сам бросается на окружающих, считая, что они хотят его прикончить. Я вспомнил об этой истории с отчимом, когда проезжал на дороге очередной блокпост из покрышек по пути из Донецка. Ну конечно, вот же он - классический делирий. Натуральный психоз.
Может ли страдать делирием одновременно целый регион? Как оказалось - может. Донбасс теперь белый и совсем горячий. Синдром отмены Януковича, многолетнего символа донецкого могущества, вызвал у народных масс острые припадки безумия. Не ищите в их поступках логики - ее там нет, и не может быть, как не бывает ее в горячечном бреду.
Ну посудите сами. Если просто описать происходящее, не называя фамилий и географических названий, никто не поверит, что такое может происходить на самом деле в реально существующей стране. Какой-то фрик, изображавший на детских утренниках деда мороза, объявил законно избранный парламент своей страны хунтой, а себя народным правителем, и при этом его не только не сдали в сумасшедший дом, но приняли его версию событий в качестве основной. Затем к нему примкнула горстка еще более гротескных персонажей, включая контуженного садиста-афганца, мошенника из самой известной российской финансовой пирамиды и нескольких неудачливых провинциальных политтехнологов, которые объявили себя народным правительством. Напечатав на принтере бюллетени, они провели в окрестностях референдум за отделение от своей страны. А граждане, вместо того, чтобы покрутить пальцем у виска, стали строить на дорогах баррикады из мусора, грабить проезжающие автомобили других граждан и громить собственные города на том основании, что новое правительство их страны якобы нарушает их языковые права.
Да-да, это не сценарий фильма Кустурицы и не сюжет книжки Джозефа Хеллера. Это реальность, Донбасса. Здесь налицо все признаки делирия - и бред величия, и мания преследования, и бессмысленные, бессодержательные действия, и агрессия. Люди в Донецке верят, что выполняют почетную историческую миссию в память о своих воевавших дедах. Они перекрывают дороги баррикадами из шин, продолжая слепо копировать Майдан и не отдавая себе отчет, что против авиации и бронетехники автомобильные покрышки уже не работают. На блокпостах стоят гопники, которые искренне уверены, что Петр Порошенко, признанный со скрипом даже в России - это хунта, а Денис Пушилин - легитимный правитель. Православные бабушки с иконами крестят мусульманских наемников из Дагестана и Чечни. Люди, взывающие к славянскому единству «трех братских народов», радуются тому, что в Донецке кавказцы убивают украинских солдат, многие из которых говорят на русском языке. Вооруженным безумцам чудится американский «Грейстоун», «наемники-негры», «жидомасоны», «рептилоиды», стройными колоннами идущие жечь их родные хаты. Если почитать новости в какой-нибудь из их групп, то окажется, что танки Путина вошли в Донбасс еще в марте, Правый сектор уже оккупировал Донбасс несколько раз, а количество убитых наемников НАТО под Славянском уже перевалило за 10 000.
Характерно, что сторонники ДНР, как и подобает жертвам делирия, совершенно невменяемы - с ними невозможно вести диалог, нельзя критиковать их взгляды, задавать им вопросы, переводящие разговор в логическое русло. Любого, кто пытается подвергнуть сомнению иллюзорный горячечный мир адептов донецкой независимости, ждут побои и пытки. Спокойно и обстоятельно обосновать свои поступки активисты Донецкой республики не способны, потому как в минуты просветления, непременно наступающие у всех страдающих делирием, сами осознают, что вокруг твориться дьявольский трэш. Вот только дороги назад уже нет, и остается только с отчаянным упорством «идти до конца». Чем больше трупов кругом, тем сложнее признать их напрасными жертвами.
Какая связь между памятью дедов, воевавших с фашистской нечистью и разграбленным магазином «Метро» в Донецке? Почему люди, заявляющие о том, что фашисты в Киеве хотят запретить русский язык, обворовывают автосалоны в Донецке и разъезжают по городу на угнанных машинах без номеров? По какой причине «русская весна» должна заканчиваться сожжением хоккейной арены «Дружба» в Донецке, где играл хоккейный клуб «Донбасс», который выступал в российской лиге? Никто из сторонников ДНР не может ответить на эти вопросы, потому что ответы на них лежат за гранью здравого рассудка. Вне логики психически здорового индивида. Зато если рассматривать участников этих мародерских оргий, как жертв умственного недуга, ситуация сразу становится предельно объяснимой.
Пациент, страдающий делирием, порой наносит сам себе травмы, обусловленные характером его галлюцинаций. Например, срезает с себя бритвой кажущихся пиявок. Или вырывает воображаемых гусениц из волос. Более-менее реалистично это явление изображено в эпической сцене из фильма «Hellraiser-2», где при помощи такого психбольного вызывали демона Фрэнка. Слабонервным, кстати, не стоит не смотреть.
Страдающие массовым безумием жители Донбасса в настоящее время истязают свой регион ровно с той же одержимостью, с какой герой фильма кромсает собственную плоть, чтобы убить несуществующих червей. При этом сторонники ДНР, вероятно, испытывают даже некоторое облегчение, поскольку свято веруют, что наносят вред не себе, а воображаемой хунте. Сожгли дворец спорта «Дружба», а пострадали Турчинов и Яценюк. Ограбили продуктовый магазин в Донецке, а мучается Ярош. Закрылись банки, люди остались без пенсий и зарплат - трепещи Порошенко.
Никакие доводы в пользу того, что мародерство, кавказские наемники на «Камазах» и банды вооруженных хулиганов в первую очередь убивают сам Донбасс, не работают, не смотря на свою очевидность. Вменяемых людей, способных разглядеть впереди маячащую экономическую катастрофу, срыв контрактов на всех ведущих производствах Донецкой области и остановку местной индустрии, ситуация приводит в ужас, но все эти факты будто невидимы для страдающих психозом на почве отмены Януковича. Там где весь цивилизованный мир видит банды разбойников и садистов, сторонники ДНР видят армию молодой республики, несущую свет и свободу. Они так же убеждены в этом, как этот несчастный убежден в том, что видит синего зайца, грызущего его носки.
Не удивительно, что в условиях эдакого массового помешательства, какие-либо доводы и обещания украинских властей не работают, сколько бы логичными и осмысленными они не являлись. Уговорами, как известно, синих зайцев не победить. Они проходят сами. Через время, когда горячечный разум постепенно придет в норму и бред уйдет. Медицинский факт, ничего не поделаешь.
Вот только будет ли к тому времени жива донецкая экономика, или Донбасс окончательно превратится в разоренную войной промышленную свалку? Тут уж прогнозы могут быть любыми. Запас прочности у устаревшей индустрии не очень высок. И механизмам, как известно, наплевать на человеческие грезы.