После
сказанного ранее закономерно возникает вопрос: а что же делать, если не спорить? Сил же нет спокойно смотреть и слушать, как нас смешивают с грязью!
Полагаю, наилучшая модель поведения в данной ситуации - относиться к поражённым российской пропагандой и живущим в матрице, где кругом враги, как к поражённым душевным недугом - паранойей, например. Это ни в коем случае не означает "смотреть свысока и глумиться", конечно - неужели вы бы стали издеваться над несчастным, пойманным в мире собственных иллюзий, над душевнобольным? Такая низость, пожалуй, ещё хуже душевной болезни.
Поэтому я с неодобрением смотрю на глумления над "ватниками", на ответную ненависть, злобу, страх. Увы, людей поразила ужасная болезнь, но не значит ли это, что мы, если считаем себя здоровыми, должны относиться к ним именно как к больным, а не как к врагам или противникам? Христиане в таких случаях говорили "прости им, ибо не ведают, что творят". Я же не вижу даже, за что таких людей прощать - важно помнить, что мы тоже могли бы оказаться на их месте. Разве не благо, что мы имеем возможность выбора, возможность отказаться и не принимать их матрицу, их парадигму ненависти и страха? Только так остаётся надежда на их исцеление - если же удариться в ненависть и дегуманизацию, то, наоборот, их сумасшествие как бы заразит нас. Для иллюстрации как нельзя более подходит следующая известная притча о Будде:
Однажды Будда проходил со своими учениками мимо деревни, в которой жили противники буддистов. Жители деревни выскочили из домов, окружили Будду и учеников, и начали их оскорблять. Ученики тоже начали распаляться и готовы были дать отпор, однако присутствие Будды действовало успокаивающе. Но слова Будды привели в замешательство и жителей деревни, и учеников.
Он повернулся к ученикам и сказал:
- Вы разочаровали меня. Эти люди делают свое дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, и это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему вы позволили этим людям манипулировать вами? Вы сейчас зависите от них. Разве вы не свободны?
Жители деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены и притихли. В наступившей тишине Будда повернулся к ним:
- Вы все сказали? Если вы не все сказали, у вас еще будет возможность высказать мне все, что вы думаете, когда мы будем возвращаться.
Люди из деревни были в полном недоумении, они спросили:
- Но мы же оскорбляли тебя, почему же ты не сердишься на нас?
- Вы - свободные люди, и то, что вы сделали - ваше право. Я на это не реагирую.
Я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать, и никто не может влиять на меня и манипулировать мною. Я хозяин своих проявлений. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния. А теперь я хотел бы задать вам вопрос, который касается вас. Жители деревни рядом с вашей приветствовали меня, они принесли с собой цветы, фрукты и сладости. Я сказал им: "Спасибо, но мы уже позавтракали. Заберите эти фрукты с моим благословением себе. Мы не можем нести их с собой, мы не носим с собой пищу". Теперь я спрашиваю вас: "Что они должны делать с тем, что я не принял и вернул им назад?"
Один человек из толпы сказал:
- Наверное, они забрали это домой, а дома раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям.
Будда улыбнулся:
- Что же будете делать вы со своими оскорблениями и проклятиями? Я не принимаю их. Если я отказываюсь от тех фруктов и сладостей, они должны забрать их обратно. Что можете сделать вы? Я отвергаю ваши оскорбления, так что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним все, что хотите.
Но что же дальше? Допустим, мы сможем устоять перед этой истерией ненависти и не уподобиться, но не значит ли это, что сумасшедшие победят? Нет, не значит. Сумасшедшие оттого и сумасшедшие, что их представления не соответствуют реальности. Из неверного понимания ситуации следуют ошибочные действия. Ошибочные действия в конце концов непременно ведут к поражению, как бы хитры или сильны безумцы ни были. Можно узаконить ложь, но законы природы обмануть не выйдет. Как говорил Кобзарь, "неситий не виоре на дні моря поле". Шевченко это понимал, а ведь он был в гораздо более отчаянном положении, чем мы.
Мы ведь хорошо видели, как этот принцип работает на примере Януковича. Можно победить армию, можно запугать прессу, можно подкупить чиновников - но бой с реальностью можно только проиграть. Чем меньше здравого остаётся в противнике, чем наглее и бесстыднее он врёт, чем сильнее злобится и ярится - тем ближе он к поражению. А поэтому, друзья, оставьте все эти панические метания. Обстановка меняется быстро, но именно паника и растерянность - наш основной враг, а вовсе не Путин или русские. Для иллюстрации спокойного отношения к любым перипетиям, вот вам на закуску ещё одна притча.
Жил - был старик, у него был прекрасный конь. Вождь племени, увидев коня, попросил его продать. Старик сказал: «Конь - мой друг, я чувствую его душу. Я не могу продать друга».
Через некоторое время конь пропал. Соседи стали сочувствовать старику: «Ты мог продать коня, а теперь у тебя нет ни денег, ни коня». Старик отвечал: «Мы не знаем всей истории. Скажем просто, что конь ушел».
Через месяц конь вернулся и привел с собой двадцать прекрасных кобылиц. Снова сбежались соседи: «Как тебе повезло. Ты теперь богач!» «Мы не знаем всей истории»,- был ответ.
У старика был единственный сын, объезжая лошадей, он однажды перелетел через шею кобылицы, повредил позвоночник и не мог больше ходить. Соседи сбежались оплакивать горе, но старик был спокоен: «Мы не знаем всей истории».
Через месяц со всего селения забирали юношей в армию на длительный срок, а сына старика не взяли - калека. Соседи провожали своих детей - делать нечего, плакали и завидовали, что сын старика хотя бы дома остается. «Мы не знаем всей истории».
Спустя год к дому старика пришел путешествующий мудрец. Он узнал о том, что сын хозяина, упав с коня, повредил спину, и сказал, что сможет вылечить его. Прошло время. Мудрец жил в доме старика, давал его сыну травы и растирания. Юноша встал на ноги, вновь стал здоровым и сильным. Собрались соседи поздравить отца с таким счастьем, но услышали в ответ неизменное: «Мы не знаем всей истории».
И вот собрался мудрец в свой дальнейший путь, и сын стал просить отца отпустить его в дальнее странствие вместе с тем, кто так много знает. Старик отпустил. «Как же так,- кричали соседи,- кто же будет беречь твою старость, когда ты совсем потеряешь силы?» «Мы не знаем всей истории», - отвечал старик, и глаза его спокойно смотрели вдаль…»