Рохлин, Лев Яковлевич
С 1 декабря 1994 года по февраль 1995 года возглавлял 8-й гвардейский корпус в Чечне. Под его руководством осуществлялось взятие ряда районов Грозного, в том числе президентского дворца. 17 января 1995 года для контактов с чеченскими полевыми командирами с целью прекращения огня военным командованием были назначены генералы Лев Рохлин и Иван Бабичев.
" В докладе Квашнина ни слова не говорится о действиях генерал-лейтенанта Л.Я.Рохлина и группировки под его командованием, хотя именно она полностью выполнила поставленную задачу (имея в своём составе менее 900 человек) и создала плацдарм внутри города, с которого впоследствии начался его планомерный захват. Вместе с отрядом Рохлина действовала группа разведчиков из состава 22 обрСпН ГРУ ГШ (СКВО) в количестве 22 человек.
Свидетельство очевидца (22 обрСпН) - "Проведя разведку маршрутов выдвижения в интересах 8 корпуса, мы свою задачу выполнили и 31 декабря должны были возвращаться в Моздок. Но командование сообщило - действие боевого распоряжения продлено до 10 января, но в город не входить. В пять утра прибыл к Рохлину с докладом. Он - пойдёте в город в составе 1 штурмовой группы. - Объясняю, что мне запретили вход в город. Рохлин спокойно берёт трубку - и нам уже приказано идти в Грозный. Определили не в штурмовую, а в бронегруппу. Ближайшей задачей был консервный завод, потом второй больничный комплекс. Завод проскочили быстро, по дороге к комплексу приказ по радио - пропустить броню, колёсные в сторону. В колонне бардак, где тылы, где что - непонятно. Корпус вышел к комплексу, дальше следовало идти по Первомайской. Её застройка от 9 этажей и выше. Тогда Рохлин повёл корпус по параллельной Лермонтовской. Пока боевики сообразили, что корпус идёт не там, где приказано и где они его ждут, основные штурмовые колонны прошли. Особенно толково было то, что на каждый пройденный перекрёсток Рохлин ставил свой блок-пост. Таким образом он взял под контроль весь маршрут по которому двигался".
Группировка Рохлина была самой боеготовой, однако и в ней не всё было в порядке - не мог не сказаться общий развал армии и государства начала 90х годов.
Свидетельство очевидца (22 обрСпН) - "К утру группу передали в распоряжение командира 20 мсд. Он поставил задачу - охрана командного пункта дивизии. Штаб разместили в подвале (консервного завода - С.Ж.). При миномётных обстрелах все офицеры до командиров рот включительно, собирались у комдива. Техника и люди брошены. Я говорю - Надо окапываться, готовить оборону. - В ответ - Зачем? Ведь всего на одну ночь".
Если такие факты имели место в самых подготовленных частях, то можно представить, что творилось в остальных. Тем не менее группировка СЕВЕРО-ВОСТОК с наименьшими потерями закрепилась в двух стратегически важных точках города, имея охраняемые маршруты движения как между собой, так и с оставшимися за чертой города частями. Главная заслуга в этом принадлежит командующему гркппировкой Льву Яковлевичу Рохлину.
Боевое донесение - "255 мсп получил задачу 31 декабря в составе штурмового отряда на базе 1 мсб, совершить марш в г.Грозный и наступая вдоль улицы Лермонтова выйти на рубеж улицы Чехова. Выполнив в течении дня ближайшую и последующую боевые задачи, и практически не понеся потерь (! - С.Ж.), отряд занял оборону в больничном комплексе."
Боевики в течении ночи и 1 января предприняли несколько обстрелов частей группировки занявших оборону, но целенаправленных атак не предпринимали."
Генерал был убит во сне из собственного наградного пистолета ПСМ калибра 5,45 мм, который позже был обнаружен неподалеку от дома. Генпрокуратура России обвинила в совершении этого преступления его жену Тамару Рохлину, которая первоначально призналась в содеянном, однако позже изменила свои показания, заявив, что оговорила себя под давлением и из страха за свою семью.
Запись сделана с помощью
приложения LiveJournal для Android.