Глупенькая. Иллюстрация доверия к бессознательному клиентa

Mar 28, 2008 11:53

Ее, девочку-подростка, прислали в приемный покой из школы - царапает руки, свешивается из окна, говорит что не хочет жить и не видит выхода из ситуации.
Они сидят и ждут, пока освободится дежурный психиатр. Сегодня это я.
Родители - немолодые люди, выглядят растерянно, а девица - сияет от радости, как медный самовар. Ей всего 14, но из-за тяжелой косметики выглядит на старше.

Как обычно я оставляю родителей за дверью и приглашаю подростка одного, не читая документов. Документы - потом. Важно первое, непосредственное впечатление. Ее вид скорее раздражает, чем вызывает сочувствие - явно прослеживается манипулятивное поведение.
Но работа есть работа. Задаю вопрос:

- если ты царапаешь руки, обдумываешь прыжок из окна - наверное тебе тяжело, наверное что-то заставляет тебя страдать? Я знаю, что ты никогда не прыгнешь из окна, просто тебе очень тяжело... Расскажи!

Яна по-детски открыта и ничего не скрывает. Да, ей очень тяжело.
А ведь как хорошо все складывалось! В начале года она оказалась в крутой тусовке, среди самых престижных девиц. У нее завелся постоянный парень. Она хорошо училась, стала лучше следить за внешностью.
И тут, подруги, воспользовавшись недоразумением, стали на нее наезжать, в чем-то обвинять, требовали просить у них прощения.

Она выполнила все их условия, но стало еще хуже - угрозы физической расправы, а затем и бойкот. Бойкот изощренный, жестокий, на который способны только подростки.
Как только какая-нибудь девочка заговаривала со Яной, тут же подходили ее бывшие подруги и доходчиво объясняли почему не надо общаться с этой "сплетницей".
Они наговаривали на Яну, а если не помогало, то в ход шли прямые угрозы.

Куда бы она ни шла, где бы не находилась - за ней следили, подходили с угрозами, толкали, вмешивались в попытки наладить общение с ровесниками в школе и районе.
Попытки школы вмешаться ни к чему не привели. Подросток остался в изоляции.

Известно, что если подростку предстоит выбор между сохранением собственного достоинства или принадлежностью к группе - подросток выберет группу.

Принадлежность к группе, является потребностью, близкой к витальной, жизненной. Если она не удовлетворяется - жизнь теряет смысл и возникает желание умереть.
Жить, конечно, тоже хочеться. Дилемма, однако. Очень тяжелая для неокрепших детских умов.

И возможны такие глупости, как саморазрушающее поведение: игра со смертью из-за невыносимого чувства одиночества и утраты принадлежности.
Ведь ни один взрослый, а уж тем более родители, по их мнению, понять их не в состоянии. Ситуация обычная и потенциально опасная. Игра игрой, но ведь можно и заиграться.

Мы беседуем, и я словно читаю ее мысли. Яну это поражает, и она преисполняется доверия. Мы шутим, смеемся.

- Конечно, говорю я, ты умная, у тебя красивое лицо и классная фигура. У тебя хорошие любящие родители, постоянный друг, который тебя поддерживает. Ты хорошо учишься. Такое - простить невозможно! Психушка - это самое подходящее место для таких, как ты. Сейчас закроем тебя и все проблемы решатся.
Ты хочешь в психушку, под замок? А если будешь буянить - мы тебя привяжем.

Суть моего сообщения - «тебе не нужно к нам, ты здорова, надо искать выход, но не у нас. Скажи, что ты здорова и не хочешь в больницу. Я же вижу - реальной опасности нет, зачем тебе в больницу! Мне достаточно формального ответа, я закрываю историю болезни и ты идешь домой».

- Так ты, что, в психушку захотела?
- ...(она утвердительно кивает головой).

Ее ответ однозначен, я ее не испугал. Если она подтверждает суицидальные намерения - формально я уже не могу ее выписать. Мы обязаны ее госпитализировать.

Приглашаю родителей - умные приятные люди и страшно ее любят. Она при них сообщает, что не видит выхода из ситуации, не хочет жить и желает оказаться в больнице.

Я в замешательстве и открыто признаю это.
- Яне не место у нас, но если она сама желает, мы не можем это игнорировать. Значит, есть нечто такое, что на бессознательном уровне знает больше чем мы - ее внутренняя мудрость. Я считаюсь с этим и предлагаю ее госпитализировать, не смотря на то, что у меня нет такого желания. Яна, подумай еще раз: ты будешь в пижаме, свидания ограничены, телефон - раз в день, друга пускать не будут. И что ты скажешь в школе, когда тебя выпишут?

Родители в шоке:
- ты действительно хочешь остаться?!
- ...(она утвердительно кивает.)

…И вот, девочка в пижаме, растерянно ходит по больничному коридору и со слезами на глазах прощается с родителями.
Они уезжают…
И... ее настроение резко улучшается. Через минуту она уже со всеми перезнакомилась, всем довольна, принимает все правила - ей хорошо. Все время она весела и жизнерадостна, поверхностна и глуповата. Но самое главное - она абсолютно нормальна!

И психолог и коллектив в недоумении, они в один голос утверждают - ей нечего у нас делать. Я их понимаю. Советую родителям написать письменную жалобу директору школы - ведь школа несет ответственность за насилие в ее стенах.
А бойкот и доведение до самоубийства (или до психбольницы), это не что иное как насилие. Насилие в школе. Следующая жалоба пойдет уже в суд. Пусть администрация проникнется этим как следует, ведь никто в суде не заинтересован, да и школа вас, в принципе устраивает. Пусть коллектив поработает и разрулит ситуацию.

Но родители настолько подавлены, что хотя и соглашаются с моими советами - у них нет сил что-либо предпринимать на деле.
Спустя неделю мы приходим к решению выписать Яну. Не всем больница может пойти на пользу.

Ни родители, ни Яна еще не знают о нашем решении выписать ее сегодня. Они пришли на семейную терапию и принесли письмо, оставленное вчера под дверью квартиры.

Вот его текст. "Дорогая Яна. Мы очень сожалеем о том, что из-за нас ты оказалась в больнице. Мы этого не хотели и желаем, чтобы ты скорее поправлялась. Мы хотим с тобой дружить и чтобы все плохое было забыто".

Там же номера телефонов для связи.
Приглашаем Яну. Она читает письмо и ее распирает.
- Ну, что ты на это скажешь?
- Я довольна, конечно, но не склонна им больше доверять. Я теперь буду осторожнее с этими людьми и постараюсь найти себе другое окружение.
Вот тебе и глупенькая, и поверхностная!

- Яна, - говорю я,- тебе сейчас придеться выслушать от меня травматическое для твоей психики сообщение... К сожалению ты... сегодня... Выписываешься!
Она подпрыгивает на стуле и бросается всех обнимать от избытка чувств.
Ну, глупенькая.

работа

Previous post Next post
Up