По мотивам программы:
Click to view
Написал в ФБ развернутый комментарий, забрал его себе в ЖЖ, буду править и излагать самому себе свою точку зрения на положение истории как предмета в школе в нашей стране.
Главные проблемы:
1. Учебники, ну да, куда без этого. С каждым годом они становились все сложнее для восприятия. Современные видел мельком, но тенденция не сильно изменилась. Если для старших классов еще так сяк, можно объяснить, то зачем напрягать в средних классах тяжелым материалом - не знаю. При этом постоянные метания в концепциях. В этих одно было, в этих другое. Сначала концентрическая система, кода в 10-11 повторяли , потом линейная, когда от 5 по 11 вся история по порядочку без повторения. Теперь вроде как обратно возвращаются. Ну оно и логично, ведь вся история до нового времени тогда в голове у ребенка остается на уровне сказок из 5 класса (хотя зачем больше, на самом-то деле?). К тому же была еще проблема постоянного перескакивания учебников из-за смены концепции. Не то что дети - учителя терялись.
2. Уровень учителей. Это комплексная проблема, связанная с зарплатами, престижем, уровнем образования в школе и вузах и тд. Как верно отметил студент из Москвы - больше всего историков уходят работать не по специальности. При этом отметим - лучшие уходят первыми. Худшие остаются тянуть лямку в школе. У меня в районе было немало хороших учителей. Сколько из них молодых? Мало. Были на семинарах какие-то молодые "статисты", которые каждый год менялись. Отработал - ушел. Район тянули на себе "старики", коих кормил надеждами и я, пока не выдержал.
3. Отсутствие внятной и интересной парадигмы. Концепции не только обучения, но и подхода к истории меняются едва ли не каждый год. Когда я начинал работать - в учебниках было одно, когда заканчивал - другое. Сюда бы я еще занес проблемы с содержанием учебников (например, явно ангажированные высказывания про бчб флаг и пагоню, игнорирование в некоторых учебниках репрессий и тд). Если бы это касалось только новейшей истории, но и в древней умудряются что-то портить. Не говоря уже про средние века. Старый добрый учебник Лойко по истории Беларуси считается теперь политизированным (просто потому, что он с глубоким патриотизмом относился к ВКЛ). Смотришь на автора учебника и уже понимаешь, что ты там увидишь. Историки между собой договорится не могут, а оказывается еще и на детей выплескивают.
4. Отношение к истории в целом. История мало кем считается серьезной наукой. Мало кто понимает, что именно история воспитывает граждан СВОЕЙ Страны. Таких, которые не будут ставить флаг чужой страны на здание администрации города (хотя манкурты всегда найдутся). История не наука, история сказка. Историю могут заменять все (я про школу), а вот остальные предметы историкам заменять нельзя. Да зачастую так историю в школе и ведут - кто придется (перекликаемся с пунктом 2). При этом внятно объяснить какие-то исторические процессы никто не может. О чем тут можно говорить? Не говоря уже про вопросы от детей "зачем мне ваша история - ей гвозди не забьешь". С математики детей забрать нельзя, а вот с истории можно.
5. Отношение государства к истории. История - загнанная наука. Можно прославлять ВОВ, остальное не надо. Кто-нибудь видел в школе мероприятие по грюнвальдской битве (черт его знает, может в Минске есть, у нас даже и не пахло)? Люди боятся говорить, некоторые темы диссертаций если не под запретом, то уж точно не приветствуются. Есть ощущение, что государство не хочет, чтобы дети знали историю. Да и зачем? Вумныя стануць - будет тяжело управлять такими. Поэтому на уроках тяжело. Правду говорить зачастую нельзя, но все равно говорил ибо как иначе?
6. Общие проблемы школы и учителей. Тут изливаться можно бесконечно, все знают. Нужна полная реформа системы образования сверху донизу. Учитель должен быть учителем, а не воспитателем, папой, мамой, экскурсоводом, социальной службой, уборщиком, строителем и прочеее, в одном лице.