Последние годы, когда такое можно было это писать совершенно всерьез

Oct 04, 2015 23:12

не будучи ни сумасшедшим, ни явным идиотом, ни какой-то извращенной сволочью. Уже в 1975 году это было невозможно. Невсерьез такое писалось тоннами, само собой, и до, и после ( Read more... )

Leave a comment

chaource October 5 2015, 04:38:46 UTC
Я бы сказалъ, что ошибка Стругацкихъ и другихъ "честныхъ коммунистовъ" не въ томъ собственно, что они мечтали о коммунизмѣ - а вотъ если бы вмѣсто этого мечтали о монархiи или капитализмѣ, то все было бы в порядкѣ. Ошибка въ томъ, что Стругацкiе именно мечтали, т.е. дѣлали акцентъ на построенiи въ своемъ воображенiи нѣкихъ желаемыхъ картинъ - безъ прорисовки деталей того, какъ эти картины могли бы быть реально достигнуты и - что тоже важно - какiе элементы реальности въ нашихъ мечтахъ игнорируются. Мечтанiе это, на мой взглядъ, производилось въ подспудной надѣждѣ, что желаемыя картины мiра будутъ болѣе вероятно реализованы въ реальности, если люди будутъ часто мечтать о нихъ, т.е. часто воображать ихъ себѣ.

Иными словами, постулировался слѣдующiй механизмъ соцiальныхъ перемѣнъ. Предположимъ, для насъ желательно уменьшить количество юношей, занимающихся разбоемъ на улицахъ. Тогда мы будемъ воображать такое общество, въ которомъ всѣ юноши прилежно изучаютъ какую-либо подходящую имъ профессiю, и никто изъ нихъ не разбойничаетъ. При этомъ мы надѣемся, что такое "красивое мечтанiе" будетъ мотивировать насъ на правильныя дѣйствiя и поможетъ реально достичь желаемаго результата.

Но вѣрно-ли это? Я думаю, что нѣтъ, и что есть психологическiй механизмъ, посредствомъ котораго наши "красивыя мечтанiя" реально воздѣйствуютъ на наше поведенiе, заставляя насъ дѣйствовать опредѣленнымъ образомъ. И это уже совсѣмъ не безобидно.

Вотъ какъ это работаетъ. Предположимъ, я въ реальной жизни озабоченъ проблемой, скажемъ, юношеской преступности. Я пользуюсь методомъ красивыхъ мечтанiй, и мои мечтанiя сосредоточены на результате - красивой мечтѣ, гдѣ въ обществѣ нѣтъ преступности. И вотъ я встрѣчаю такого юношу, который непонятно чего хочетъ, толкомъ не учится и не работаетъ. Поскольку у меня передъ глазами мои мечтанiя, въ которыхъ юноши по собственному радѣнiю прилежно учатся и работаютъ, то у меня возникаетъ впечатленiе, что если только каждый юноша пойметъ умомъ, "какъ лучше жить", если только каждый раздѣлить со мной мою мечту, то онъ тотчасъ же и начнетъ именно такъ и жить. Поэтому мнѣ, скорѣе всего, захочется просто начать уговаривать юношей вести себя такъ, какъ юноши въ моей красивой мечтѣ.

Слѣдующiй шагъ - а кто уполномоченъ объяснять юношамъ, какъ жить? Отвѣтъ очевиденъ - это могутъ делать только особые, мудрые и ученые люди, которыхъ надо выбрать и назначить. Вѣдь нужно назначить наставниками такихъ людей, которые будутъ объяснять всѣмъ юношамъ содержанiе именно моей, правильной мечты, - а это можно сдѣлать только централизованнымъ назначенiемъ сразу во всемъ обществѣ, т.е. назначенiемъ черезъ государство.

Это очень важный логическiй шагъ. Слѣдовательно, я буду ратовать за то, чтобы каждому юношѣ предписать имѣть наставника, который бы объяснялъ ему, какъ жить, совѣтовалъ бы ему, причемъ наставника должно назначать государство.

Однако, совѣты не всегда принимаются во вниманiе. Начавъ съ совѣтовъ, въ такихъ случаяхъ мы естественно перейдемъ къ болѣе строгимъ разговорамъ, къ приказанiямъ, и дальше къ наказанiямъ.

Reply

chaource October 5 2015, 04:39:01 UTC
Выводъ такой: если мое воображенiе заполнено "красивыми мечтами", то я буду всегда ратовать за "агитацiонно-командный" методъ реализацiи соцiальныхъ перемѣнъ, т.е. методъ, предполагающiй большую роль государства въ насажденiи нѣкоей "правильной" идеологiи и, далѣе, въ заставленiи людей слѣдовать этой идеологiи на практикѣ.

Это именно та ошибка, которую обычно дѣлаютъ всѣ такъ называемые "прогрессивные" мыслители: "Для того, чтобы добиться результата Х въ обществѣ, необходимо и достаточно, чтобы государство пропагандировало желаемость Х и создало комиссiю по контролю за соблюденiемъ Х."

Хотимъ, чтобы не было бездомныхъ - пусть государство предоставитъ безплатные дома и всѣлитъ туда людей, и все станетъ хорошо. Хотимъ, чтобы не было безработныхъ - создадимъ государственныя рабочiя мѣста и обезпечимъ "право на трудъ", и безработица исчезнетъ. Хотимъ, чтобы люди всегда могли лѣчиться - пусть государство доплатитъ за лѣченiе или заставитъ врачей всегда обслуживать всѣхъ желающихъ.

Обобщая эти мѣры въ сферѣ экономики, предлагаемый "прогрессивный" рецептъ выглядитъ такъ: есть нѣкiй товаръ или услуга Х, и мы хотимъ обезпечить низкiя цѣны для Х. Тогда мы предлагаемъ 1) уговаривать торговцевъ понизить цѣны во имя справедливости, а если не захотятъ добромъ, то 2) надо запрѣтить торговлю товаромъ Х по цѣнамъ выше, чѣмъ установлено государствомъ, и одновременно 3) открыть сѣть государственныхъ пунктовъ, поставляющихъ Х по государственной ценѣ - и проблема будетъ рѣшена.

Что получается изъ такихъ мѣропрiятiй, хорошо извѣстно. Реальные результаты и желаемые результаты - противоположны. На бумагѣ, не будетъ бездомныхъ и безработныхъ, а продукты питанiя будутъ недорогими (если смотрѣть на цѣнники въ магазинахъ). На дѣлѣ, качество жилья будетъ плохимъ, вырастетъ коррупцiя и "черный рынокъ", люди будутъ плохо работать или лишь дѣлать видъ, что работаютъ, а за товаромъ и услугой Х будутъ большiя очереди и его будетъ "невозможно достать". Эти результаты одинаковы въ Китаѣ, СССР, Венесуэле, Германiи и США, на Цейлонѣ и въ Бельгiйскомъ Конго, потому что природа человѣческая вездѣ одинакова.

Итакъ, постоянное использованiе "красивой мечты" при размышленiи о соцiальныхъ проблемахъ приводитъ къ тому, что люди будутъ охотно принимать агитацiонно-командные рецепты какъ что-то правильное и справедливое, - и будутъ игнорировать любые факты, говорящiе о томъ, что такiе рецепты въ реальности не работаютъ или ухудшаютъ положенiе.

Поэтому, вмѣсто того, чтобы описывать красивыя мечты о справедливомъ и счастливомъ обществѣ, лучше было бы Стругацкимъ сосредоточиться на реальныхъ результатахъ различныхъ соцiальныхъ мѣропрiятiй. Въ позднихъ романахъ они, кажется, приблизились къ этому.

Reply


Leave a comment

Up