Сегодня, как я и обещал я напишу про TripAdvisor.
Популярный туристический ресурс, чуть ли ни одним касание руки позволяющий выбрать подходящее место для проживания, ночлега и питания.
Есть и другие сервисы, но я с ними не знаком, поэтому рассмотрим только эту его сторону.
Подтолкнул меня написать этот пост совсем недавний случай в одном и российских городов.
Я специально не буду писать ни название города ни название заведения, что бы никого не обидеть.
Итак, приехав в город Х и пытаясь найти место в котором можно было бы поужинать, я (по причине отсутствия какого-либо другого альтернативного ресурса) обратился к TripAdvisor. И тут, о чудо, сервис выдал мне ресторан буквально в 3-х минутах ходьбы от гостиницы, да ещё занимающий (на тот момент) 7-ое место в рейтинге ресторанов города, что на первый взгляд является очень высокой оценкой. Ошибка моя была в том, что я сразу не обратил внимание ни на сами восторженные отзывы, ни на их количество. Но об этом чуть позже. В предвкушении скорого сытного ужина после долгой дороги мы отправились в выбранный ресторан.
Каково же было моё удивление, когда это оказался вовсе не ресторан, а простое кафе - небольшой обеденный зал метров 30, с посредственным интерьером, парой засидевшихся посетителей, скучающей девушкой за барной стойкой и к тому же в котором жутко пахло кухней в самом худшем её проявлении (неприятный запах с кухни недопустим в зале, если кто не в курсе). Хорошо ещё, что кухня этого заведения закрывалась буквально через несколько минут (было уже около 10 вечера) и мы вынуждены были отправиться в другое место.
Поскольку времени метаться по городу в поисках чего-то приличного уже не было, мы выбрали ближайшее заведение (благо мы находились в центре города) и двинулись наугад в ту сторону. По дроге нам попалось другое место, внушающее доверие, и мы уже не надеясь на электронного помощника остановились там.
И вот сделав заказ я решил посмотреть в чём же дело.
Оказалось, что выбранное мной заведение, занимающее почётное 7-ое место (сейчас уже более низкое) в рейтинге ресторанов города получило его все лишь благодаря 2-м (!) отзывам с оценкой "отлично", сводящимся к "тихое уютное место", "хорошая кухня" и "приветливая официантка".
Понятно, что вообще в большинстве своём все подобные оценки очень субъективны, но дорогие мои, оценивая что-то нужно иметь хоть какое-то представление о том что вы оцениваете, что чему должно соответствовать, как выглядеть, пахнуть, какой иметь вкус, цвет, размер, набор сервисов, услуг и т.д.
На самом деле в аналогичной ситуации я уже оказывался. Помню во Флоренции я ошибся с выбранным днём и мы пришли в закрытый ресторан (у ресторана поменялось расписание работы) и мы были вынуждены искать альтернативное заведение что бы поужинать. Пройдя с десяток мест мы остановили свой выбор на пиццерии, на двери которой гордо красовалась наклейка TripAdvizor... Это был худший ужин за всё время поездки. Друзья так же жаловались, что положившись на рейтинги этого сервиса так же неудачно поужинали и даже как-то выбрали отель.
Так в чём же дело ?
Почему казалось бы такое удобное и простое средство оказывается таким мало эффективным и не совсем надёжным?
Всё очень просто. Люди ставящие оценки просто не умеют этого делать. Выставляемые ими оценки, баллы и т.д. не просто субъективны, они основаны на эмоциях, которые частенько не к месту, на каких-то зачастую нелепых и ложных представлениях о том, в чём они толком не разбираются. Вот не понравился кому-то вид из окна в отеле и он ставит ему "плохо", хотя сам отель абсолютно нормальный, и в том что во дворе развернулась стройка отель не виноват. Или ресторан, в котором посетитель второй раз в жизни съел посредственное тирамису, тянущее от силы на троечку, но ввиду отсутствия понимания и знания что же оно должно из себя представлять, получает оценку "отлично". В этом и есть беда таких вот "народных рейтингов", качество которых оставляет желать лучшего.
При этом я не утверждаю, что рейтинги или оценки TripAdvisor в абсолюте своём на все сто процентов бесполезны или не соответствуют каким-то реалиям. Вовсе нет. Просто следует иметь ввиду, что слепо руководствуясь рейтингом TripAdvisor вы можете не получить того, на что рассчитывали.
Именно поэтому при выборе того или иного ресторана, кафе или отеля (особенно это касается путешествий) лучше всего заранее запастись нужными знаниями и информацией и руководствоваться в выборе не мнением незнакомых вам людей из сети, а всё же принять за основу какие-то рейтинги или справочную информацию собранную и предоставленную профессиональными справочниками, изданиями, гидами или сайтами.
Самый наглядный и простой пример такого издания - это справочник Michelin. И не надо ошибочно полагать, что справочник исключительно по дорогим и пафосным ресторанам и пятизвездочным гостиницам. Вовсе нет. Тут можно найти совсем недорогие и простые заведения что бы поесть, недорогие гостиницы и даже апартаменты. К сожалению у издания отсутствует электронная версия, поэтому пользоваться им при ограниченном количестве поездок не так уж и просто. Но если вы с определенной регулярностью бываете в какой-то стране или группе стран - впору запастись именно этим гидом. Оказывается есть
http://www.viamichelin.com/ - буду проверять как работает и соответствует ли печатному изданию.
Руководствуясь этим изданием с 2009 года для поездок по Италии, я на собственном опыте убедился в том, что этот гид объективно отражает те рейтинговые оценки, которые присваиваются на его страницах. За все это время он НИ РАЗУ не подвел меня. С его помощью я выбирал и отели и рестораны и даже совсем небольшие заведения где-то в совсем не туристических зонах. И всегда удачно. Более того, к примеру по Италии этим же изданием был выпущен справочник по тратториям в котором собраны заведения со всей страны со счетом до 50 евро, с описанием кухни, лучших блюд и специалитетов. Кроме того, есть масса других профессиональных изданий и гидов, в том числе национальных (использование которых правда может быть здорово усложнено национальным языком). Например в той же Италии наиболее полным и интересным является ежегодный ресторанный справочник Ristoranti d`Italia от Gambero Rosso, в котором оценки ресторанам дают не люди с улицы, а те кто действительно хорошо разбирается и в кухне и в ресторанном бизнесе. Вот чем нужно пользоваться !
Другими словами не стоит вестись на популярность интернет ресурса, только потому что он легко доступен.
Интересно будет почитать Ваши отзывы об этом сервисе, особенно если Вы регулярно им пользуетесь, а так же о других ресурсах (в тоом числе печатных и национальных), которыми Вы руководствуетесь при выборе ресторанов, кафе и гостиниц при путешествиях и поездках.