Оригинал взят у
moskalos в
О химерах и химермейстерах Минин - Пожарскому:
"Смотри-ка князь, какая мразь
В Кремле Московском завелась".
Сергей Есенин
Из книги Геннадия Мокеева "Небесный град Святой Руси":
...Знать об архитектурных химерах необходимо. Во-первых, для того, чтобы познакомиться вообще с памятниками такого типа. Во-вторых, для того, чтобы яснее видеть контрасты московского столичного градостроительства советского периода: не всё было мёдом, имелся и деготь. А в-третьих, для профилактики, чтобы избавиться от "духовных ран", нанесенных нашему народу создателями химер, особенно в довоенные годы. Избавиться можно, конечно, лишь с полным истреблением созданных химер.
А для начала нужно высветить их негативную сущность в нашем запрограммированном общественном сознании.
Рассказывать об архитектурных химерах непросто - уж очень они необычны в целом и специфичны каждая в отдельности. Для этого приходится прибегать нередко к помощи языка двусмысленностей, а некоторые химеры описаны, как живые существа с их способностями и чувствами. Поэтому изложение данной темы отличается от всех иных своим "химерическим языком".
Обычно романы, повести, сказки излагают по схеме: "чем дальше - тем страшней". Об архитектурных химерах, как и положено, будет рассказано наоборот: сначала станет "жутко - деться некуда", потом речь пойдет о химерах "страшно ароматных", а "чем дальше - тем они окажутся все величественней, грандиозней"!
Для отличия химер друг от друга потребовались прозвища, поскольку многие из них типологически или, по сути, были сходными, выступали под одинаковыми, официальными названиями. Прозвища архитектурных химер, отражающие их своеобразие, также, естественно, стали "химерическими": Молох, "два братца" Скунса, Блажгауз, Тригроб, Столподон, Вертух, Звездодав... Не улыбайтесь строю химер - все они серьезны, как смерть.
Например, десятимиллионной Москве придется бороться с грандиозным градостроительным Вертухом, может быть, весь XXI век, подбирая ежедневно от его ударов по десятку трупов.
Следует заранее сказать и о творцах архитектурных химер - "химермейстерах". Их объединяет в "творческом методе" своя нормативная база, свой специфический свод "законов", регулирующих правила и отношения творцов нового "мирового порядка" к традиционным культурным ценностям. Признак дел химермейстеров - "помыслил - извратил" в точном соответствии с каким-либо своим "законом". А остальные творцы химер - просто подмастерья, работающие "на подхвате": они исполнители, и им необязательно знать предписания негласного тайного "закона". Удел их дел: "Эй, ухнем!"
Рождение архитектурных химер на рубеже двух эпох, двух полярных цивилизаций - православной и коммунистической - явление не случайное. Хотя большевики называли себя атеистами, все же, как показывает история, атеистическая основа их мировоззрения строилась на фанатичной вере в коммунизм, необъяснимой наукой, и потому являющейся новой формой исповедания - антирелигией. А поскольку отрицание христианских основ построения общества и даже уничтожения православия, было одной из главных целей большевиков, то и антирелигиозное сознание их формировалось, как антихристианское. Вполне естественно, онон опиралось прежде всего на тех исторических носителей антихристианского мировоззрения, религия которых стала краеугольным основанием для разрушения христианских святынь и замены их химерами.
...
Мокеев Г.Я. НЕБЕСНЫЙ ГРАД СВЯТОЙ РУСИ. Москва. 2007