О ХРИСТИАНСКОМ СОЦИАЛИЗМЕ

Mar 25, 2016 20:21




М. В. Лодыженский
                                   СВЕТ НЕЗРИМЫЙ
                                             М.- Новосибирск, Русское слово-Русский архив. Рпр. 1992. С. 286-290.
                             (отрывок из дореволюционного издания)  
   

Одна из самых сильных человеческих страстей, охватившая в настоящее время людей, это, как  мы все сознаём и видим, всеобщая страсть к стяжанию богатств, превышающих необходимые потребности для нормальной жизни.
Человек в своём стремлении к приобретению уже не удовлетворяется необходимым. Он идёт дальше по этому пути, и его жажда к стяжанию имущества ненасытима…

Страсть к стяжанию, которою отравлено громадное большинство людей, привела ныне, при настоящем развитии техники и экономической жизни, к тому, что чрезмерные накопления капиталов у одних классов общества (наиболее эгоистических) вызывает взрывы озлобления и ненависти у других, которые делаются лишёнными во многих случаях даже самого необходимого, чтобы жить.
    На этой почве и выросло так называемое социалистическое движение; оно выросло как протест против ненормального распределения богатств…

… Зло греховного богатства давно уже осуждено вождями христианства;
так известный подвижник XI в.  С и м е о н  Н о в ы й  Б о г о с л о в писал:
«все вещи, сущие в мире сем, создал Бог обще для всех людей, как-то: солнце, от коего получаем свет, воздух, коим дышим, пастбища для скотов  в лугах и на горах и другое - всё общее дал всем, чтобы каждый пользовался тем на свою потребу, а не завладевал, как господин.
Но привзошло в жизнь нашу, как тиран какой, любоимание, и то,  что Господь Бог дал обще для всех, разделило одним рабам своим, состоящим в его власти, иным таким способом, другим - другим, обгородив участки огородами и башнями, с вратами и запорами, а прочих всех лишило пользования благами, кои Бог дал обще всем.
И говорит ещё оно развращенное: «я госпожа всего и всем владею, все мое, а не обще», и спорит, будто оно никого не оправдывает. А слуги и угодники этой тиранки, т.е. любоимания, бывают не господами и владыками тех вещей и денег, а их рабами и стражами».

Поэтому христианство, протестуя так против неправильного употребления богатств, стремилось, прежде всего, смягчить это зло своим нравственным влиянием на богатых людей («тем, которые достаток имели, не следует думать, что они хозяева, а что - приказчики Божии. А приказчикам, какой закон? Отмеривай всякому нужное»… свт. Феофан Затворник, XIX в.), которые тоже были христиане и принадлежали церкви, и оно этого более или менее достигало, когда духовная жизнь ещё побеждала злую атмосферы эгоизма и гордости, когда воздух ещё не был в такой степени отравлен завистью и злобою, как теперь, когда не было ещё той безсердечной эксплоатации рабочих, какую мы видим в настоящее время.

…Был и христианский социализм; может он возсоздаться и вновь.
     За последнее время стала возникать деятельность христианских обществ с таким направлением на Западе…
Так, в Германии образовались христианские союзы рабочих, которые поддерживают религиозно-нравственный строй жизни и вместе с тем оказывают материальную помощь своим сочленам в различных кооперациях. Конечно, сравнительно с общею массою германских рабочих, увлечённых интернациональной социалистической пропагандой, таких союзов ещё немного, но важно здесь то, что начало христианской борьбы с социализмом на почве чисто реальной уже положено.
    Но только, если этот социализм правильно называть социализмом христианским, социализмом духовной любви, то социализм настоящей эпохи, о коем мы говорили выше, есть, по существу своему, социализм злобы и зависти, есть социализм злой силы…

Злая сила, свившая себе гнездо в этом quasi научном социализме, чувствует и сознаёт, как христианство мешает её главной цели - сеянию вражды и ненависти в сердца людские, и вот откуда идут её гонения на «Галилеянина» и её меры к искоренению христианства. И сила эта растёт. Мы видим это все. Не надо быть пророком, чтобы предусмотреть возможность грядущих социальных бедствий, грядущих социальных потрясений…

…Страшные испытания придётся переживать грядущим поколениям. И эти испытания имеют свой глубокий смысл: чтобы богочеловеческое дело восторжествовало, нужны, бывают и грозы и потрясения; они посылаются людям, чтобы люди опомнились: «Держимых в узах безпечности внешним счастием, чем иным отрезвить, как не скорбями и несчастиями» (свт. Феофан Затворник).
И вот, когда разразятся эти несчастия, когда разразятся эти грозы, когда, наконец, заколеблется всё - тогда речи пламенных христианских проповедников, речи пламенных борцов за Логос, сильных большим разумом, - речи людей, несущих в сердцах своих «Свет незримый», будут, наконец, услышаны и почувствованы. Тогда люди увидят вновь великих подвижников во всём том величии, в каком они явились миру в первые века христианства…

христианство, #РусскiйКрестъ, права человека, цитата

Previous post Next post
Up