До революции 17-го года в Дивеевском монастыре, среди прочих объектов почитания православных, находилась и деревянная крашенная статуя, изображающая Серафима Саровского, кормящего медведя.
"Картинка" эта возникла, как иллюстрация легенды (одной из многих), получившей распространение на волне популярности нового святого того времени.
Большая часть "свидетельств" из жизни великого отшельника и аскета, известного после кончины, как Серафим Саровский, записывалось его бытописателем - священником Серафимом Чичаговым - со слов восторженных почитательниц "батюшки", из окормляемого преподобным при жизни Дивеевского монастыря.
Большинство из которых и видели-то аскета при жизни только мельком.
Вот и в истории с окормлением медведя вышла "накладочка":
Монахиня, что первой поведала эту историю, как виденную лично, перед смертью исповедовалась священнику в том, что выдумала её.
Просто потому, что ей было обидно, что все рассказывали что-то о "чудном батюшке", а ей рассказать было нечего :(
"Тайна исповеди", тем более предсмертной, всегда была священной для клириков.
Поэтому история эта вскоре стала известна в Синоде. Поразмыслив, синедрион архиерейский решил историю огласки не предавать.
Т.к. история с медведем уже жила своей жизнью и была довольно популярна среди верующих. Почитанием пользовался не только сам памятник, но и хлебушек, раздаваемый при нём; а также множество лубочных литографий с запечатленной легендарной сценой, которые охотно раскупались многочисленными паломниками.
Имела эта история почитания кормления медведя и еще одну интересную сторону, с которой безуспешно пытались бороться приставленные к святыне монашествующие:
Мордовская паства Росс. церкви восточного исповедания, как и все "малые" финно-угорские племена вошедшие в состав Росс.империи - крещена была "машинально" и сохраняла в глубине души доставшиеся им верования (и суеверия) предков.
Массовое крещение мордвы пришлось лишь на 18-й век.
Их версия православия была причудливым переплетением разных "духовных скреп".
При этом мордовские бабы отличались ретивостью и фанатизмом, когда дело касалось каких-то паломничеств и поклонения святыням.
Толпы их благочестиво посещали и Саровско-Дивеевские "уделы"...
Но, как известно, в пантеоне финно-угорских народов МЕДВЕДЬ занимает довольно важное место.
И, поэтому при посещении сей святыни - кормление медведя - малограмотные прихожанки не делали различий, и воздавали чучелу медведя не меньшие знаки внимания, чем деревянной статуе монаха. Медведю приносили подношения, украшенные ленточки, просили у него небесной помощи, благословлялись на замужество.
Конечно, насельниками монастыря делались попытки пресечения этого язычества. Но, безуспешно :(
... Достоверная послереволюционная судьба этого религиозно-синкретического памятника неизвестна.
И это не единственный пример влияния автохтонной мордовской мифологии на формирование православных верований:
Посвящение Дивеева - в "удел Божией Матери", тоже довольно популярный сюжет в православном фольклоре, м.б. также навеян мордовскими верованиями.
В пантеоне их богов большое влияние имеют "феи" - "авы": управляющие стихиями и ареалами природы.
Им приносились соответствующие дары, а также посвящались леса, рощи, луга, или озера и реки...