Посвящение 1-го дня месяца Богородице берет своё начало еще с Византии.
Там оно основано на эллинских культах почитания Богини земли, Царицы Небесной и Артемиды Эфесской.
В русской народной культуре этот праздник стал ежегодным не только потому, что ассоциировался с дохристианским культом почитания Матери Сырой Земли, но и потому, что на большей части территорий Руси к этому времени снег ложился ПОКРОВОМ на землю :)
Недаром и большинство примет погоды на зиму связаны с Покровом.
М.б. поэтому в северной Руси праздник был более "праздничным" чем в Южной.
Праздник этот можно назвать северо-русским, не только потому что он не был так популярен в Киевской Руси, но и потому, что в других церквях практически неизвестен.
В Грузинской церкви в этот день более торжественно празднуется "Хитон Господень и Столп Животворящий".
Праздник основан на легенде, записанной в Житиях святых, о видении блаженному Андрею юродивому в Цареградском храме Царицы небесной, простирающей свой омофор (плащ, верхнюю накидку) над собранием верующих.
Легенда эта является отголоском церковной византийской традиции:
В Константинополе был известный храм во Влахернах, где издавна совершалась еженедельная служба Божьей Матери.
А в храме том была почитаемая икона Святой Девы, "перед которой висел покров, совершенно закрывающей её".
Раз в неделю, перед началом чтения Акафиста Богородице, покров этот "без всякого содействия, сам собою и божественным чудом, как бы поднимался к небу", а на следующий день, также опускался.
При установлении праздника в 12-м веке, разумелось именно это еженедельное (обычное) чудо во Влахернах.
И лишь, перейдя в русскую церковную традицию, праздник украсился и популярной ныне легендой, объединив в иконографии образ Божией Матери Оранты, или Диакониссы, воздевшей руки в молитве к небу и находящуюся некогда во Влахернском храме православную святыню - омофор Пресвятой Богородицы.
1-й известный храм Покрова на Руси - Покров на Нерли...
Именно на территории Владимиро-Суздальской Руси праздник Покрова был наиболее популярен - это видно и по количеству посвящаемых этому свойству Царицы Небесной, храмов.
Визитной карточкой не только Московского царства, но и нынешней Москвы (узнаваемой по всему миру) является Троицкий собор на рву, который в устоявшейся церковно-научной традиции более известен, как Покровский собор на Красной площади (а в народе, как собор Василия Блаженного) - по названию одного из престолов этого полипрестольного щедевра средневекового архитектурного искусства.
Москвичи, вообще считали Покров именно своим праздником.
Здесь были очень популярны вариации икон Покрова: начиная от поясной и заканчивая развернутой многофигурной композицией (это при том, что древнейшими изводами считаются новогородские).
М.б. такая благочестивая самоуверенность была связана с тем, что москвичи свято верили в посвящение своего города посмертной Славе Божьей Матери (её Успению).
Наряду с Покровом, москвичи почитали и другие Богородичные праздники, и связанные с ними иконы:
"Самыми московскими" несомненно были "Всех скорбящих радость" и "Иверская"; потом "Казанская" и, конечно Покров - с главным храмом на КП.
Ну и, если ограничиваться "счастливой семеркой", то "Утоли моя печали", "Страстная" и "Знамение"...