В 988-м году князь Владимир-Василий, решивший, по примеру византийских императоров, сделать единой религией своего государства "греческую веру", завёз готовый византийский государственно-церковный институт на Русь.
Насаждение нового культа проходило в директивном порядке, и не все славянские племена подвластных ему территорий были готовы радостно в одночасье отказаться от веры своих предков.
И если на юге - в столице тогдашней Руси, Киеве - процесс массового "крещения" прошел более-менее мирно; то не так просто все было в землях Северной Руси.
Одним из оплотов противодействия новому "заморскому" увлечению Великого князя (который и до этого не отличался особым религиозным постоянством) - стало Новгородское княжество.
В самом Новгороде произошли кровавые столкновения между местными жителями и присланным Великим князем Василием благочестивым "спецназом". В конце концов аборигенов замирили, лидеров порубали и всех жителей привели к крещению. Главными "оппонентами" "цивилизационного выбора" Киевского князя были местные волхвы - жрецы и хранители старой веры. Их-то "апостолы", посланные Владимиром-Василием, вырезали с особой жестокостью. При том, что волхвы пытались даже организовывать какой-то диспут о верах - но, аргумент у исполнителей Великокняжеского заказа был довольно веский: мечом по башке.
Долго ли, коротко - но, всё устаканилось, и в Киев помчались гонцы от княжеских воевод: всё нормуль - все православные!
И уже в 989-м году в Новгороде строится большой христианский храм: храм посвященный Софии премудрости Божией.
Довольно странно, что в среде, где о православии в греческой его трактовке и всех взаимоотношениях между лицами Пресвятой Троицы, было довольно расплывчатое понятие, дык еще добавляется какая-то София - то ли 4-ая ипостась, то ли персонифицированное божественное творческое начало.
Надо отметить, что у себя в столице киевский князь был более конкретен и 1-м начал сооружать храм в честь Успения Богородицы (известный в истории, как Десятинная церковь).
Для русских неофитов с Успением всё было понятно: был Иисус Христос - у него Мать, которая взошла на небо по окончании земной жизни. Культ почитания умерших предков был наиболее развит среди древних славян (почему православная церковь просто "усвоила" дохристианские "помины" - начиная с той же Радоницы). Хотя и при такой простоте сооружения церкви новой веры натолкнулось на определенные трудности, что и вынудило Великого князя ввести налог - десятину на строительство культового здания.
Событие это было столь неслыханным для русского сознания, что в истории церковь так и осталась с прозвищем "Десятинная".
Но, вернемся на север:
Те, кто строил церковь Софии хорошо знали, что Владимир-Василий оч хочет походить на византийских императоров.
Первый храм, который построил император Константин в своей столице - Константинополе, приняв христианство, как государственную идеологию - был храм Святой Софии Премудрости Божией.
Римский император был верховным жрецом всех богов империи, сыном Божиим, через которого благодать Бога-Вседержителя изливалась на подданных. И понятие Софии, олицетворенной Премудрости Божией соотносилось с понятием Демиурга - "верховного строителя умных вещей". София была символом теократической власти - и поклонение ей продолжало традицию поклонения Божественному Августу.
Киевскому князю Василию явно польстило то, что его сравнивают с ромейским басилевсом, преподнося ему храм - источник Божественного благословения царской власти. Хотя обряд помазания на царство, который и предполагал передачу даров Святого Духа, необходимых для правления, был введен значительно позже, но князь "пропустил мимо ушей" идеологическую неоднозначность вновь построенного храма. (О тщеславии князя знали и византийцы - недаром в посланиях к нему величали его "Царем русов", хотя между собой понимали, что он, лишь каган диких барбаров).
Храм Софии, построенный в Новгороде был деревянным - что не присуще было грекам. И мало того - это была не просто деревяная избушка (как любят рубить современные православные новоделы). Это был 13-и! главый храм!
Что говорит о развитом мастерстве тех, кто этот храм строил, а также о том, что эти мастера не могли быть греками. Т.к. греки такие храмы строить не умели.
Каким был этот храм - мы не знаем. Первый храм Софии сгорел через 50-лет и на его месте новгородский князь Владимир - сын Ярослава Мудрого - построил каменную церковь (основа которой сохранилась и до ныне), уже в византийском стиле и по византийским образцам.
Предполагаемые реконструкции деревянной Софии притянуты за уши, т.к. пытаются ориентироваться на византийские образцы.
Откуда же взялись умельцы, сумевшие соорудить для новой религии довольно сложный храм? Ответ будет очевиден, если открыть исследование того-же Срезневского (известного еще по словарю) "О языческом богослужении древних славян", в котором утверждается, что храмоздательство на Руси было развито и в дохристианский период и именно Северная Русь отличалась сложными и великолепными "языческими" храмами.
Так что же построили неизвестные хранители архитектурной традиции? Просто исполнили заказ взбалмошного тирана, или попытались сохранить нечто в новых, насильственно навязанных формах?
Если посмотреть на главный храмовый образ, то неоднозначность еще более усиливается. Недаром икона София Премудрость Божия до сих пор не считается канонической.
В центре иконы София в образе Ангела с огненным ликом, которому поклоняются Богоматерь и Иоанн Предтеча, и из головы которого "произрастает" благословляющий Спас.
"Южная", киевская икона Софии принципиально отличается, выражая уже "средиземноморское" - более чувственное - мировоззрение. И судя по тому, что все известные списки "моложе" северного образа - это попытка придать неоднозначности догматическую каноничность.
Здесь уже всё в рамках победившего иудео-христианства: Место крылатого Ангела занимает Дева Мария в образе "Знамение", по бокам - иудейские пророки, а сверху Бог Саваоф (он же Яхве).
В северном варианте Ангелы на небе безымяны, что более соответствует Небесным силам Прави и поклоняются они Кресту на престоле - знаку, который и в дохристианские времена был в большом почитании у славян, как символ Центра Мира и Начала начал - символу более космологически глубокому, чем сидящий на облаке "еврейский дедушка"...
Из всех иудейских пророков на 1-й иконе изображен лишь Иоанн Предтеча - пророк, выпадающий из общеиудейского ряда. Потомственный священник - он отверг коррумпированную среду жрецов Иерусалимского храма и ушел в пустыню, проповедуя покаяние без принесения очистительной жертвы и оч скорый Божий Суд над всеми (что тоже не соответствовало еврейской традиции, ожидавшей прихода Мошиаха, который даст евреям 1000-летнюю власть и благополучие в этом мире).
Эти визуальные подтверждения разных типов русского мировоззрения являются и еще одним доказательством двух путей проникновения христианства на Русь - директивного "южного" и проповеднического "северного". Второй, не без влияния кельтского монашества, породил своеобразную аскетическую духовную культуру, мировоззрение христианского нестяжательства (встреченную в штыки официальным госмонашеством), а также попытку переосмысления православия в духе апостольского христианства. То, что было уничтожено властью в Северной Руси, как ересь "стригольников", через два столетия возродилось в Европе очистительным пламенем Реформации.
Образ и понятие Софии Премудрости Божией было не пустым звуком для жителей Новгородской республики.
Это была их главная духовная скрепа: "Где София - там Новгород! Умрем, но постоим за Софию!".
И может быть, это высокое покровительство позволило республике Святой Софии стать самым продолжительным государственным русским образованием:
просуществовавшим более полутысячелетия, не знавшим татарского ига и крепостного права, взрастившим поморский субэтнос.
Самое крупное русское государство средневековой Европы, создавшее уникальную цивилизацию, положившее основы русского института демократии и свободомыслия...
Свеча памяти предкам моим, гражданам республики Святой Софии,
переселенным державной волей царя Иоанна Васильевича IV (довершившего разор земель новогородских) в земли московские.
Великие князья и цари московские так постарались в "умирении" новгородцев,
что многолюдный в средневековье град-столица, так и не поднялся выше уровня райцентра,
где лишь возвращенное Ельциным прилагательное "Великий" напоминает об ушедшем величии Новгородской вечевой республики.