1690 лет назад закончился Никейский собор

Aug 25, 2015 13:30

Римский император Флавий Валерий Аврелий Константин, более известный нам, как Константин I, или Константин Великий жил и правил в сложное время умирания и распада Римской империи. В меняющемся мире он пытался найти новые "духовные скрепы" для сохранения своего государства. Одним из шагов в области идеологии была замена римского пантеона богов на христианство. В империи, состоявшей из множества народов, для части которых святость PAX ROMANA уже не была столь священна, христианство было более интернациональной религией и имела большее влияние в низших слоях общества.

Одна из главных проблем, которую пришлось решать Константину - это адаптация культа Божественности императора в новую государственную религию. Всё дело в том, что в традиционном Римском мировоззрении император был Богом, Сыном Бога, через которого Божественная благодать, мир и благополучие изливалась на всех подданных Римской империи.
В космологии новой религии Божественная сущность императора могла задвинуться на 2-й план.

Надо сказать, что до 4-го века сами "отцы" христианской церкви не особо заморачивались о родословных и взаимоотношениях Небожителей. Не до того было. В Римской империи они были больше озабочены проблемами выживания, а большинство их паствы удовлетворяла концепция того, что Иисус Христос - посредник между Богом и людьми. И следование его учению позволяет попасть после смерти в Царство Небесное.
Т.к. сам Иисус до своей казни и Вознесения ничего конкретного не сказал о Небесной иерархии, то наиболее продвинутая часть христиан позволяла себе философские диспуты о "вероятностях непознанного".

Императора Константина такая неопределенность не устраивала и он решил "конституционно" закрепить свою "божественность" в новой госрелигии. Чтобы устранить всякую причину для возможных сомнений надо было доказать, что Христос - верховный Бог.

Для этой цели Константин собрал собор из трехсот христианских епископов, получивший позже название Вселенский, который и работал два месяца над тем, чтобы выработать "символ веры" - государствено и церковно утвержденный закон о том, какое мировоззрение следует считать правильным. И, соответственно - кого считать еретиками.
А чтобы окончательно утвердить свою постановление о мироустройстве (большая часть которого находилась в области неведомого) они призвали в коллеги Святого Духа ("изволися Духу Святому и нам").
Для сохранения Божественности императора в новой религии требовалось, чтобы Иисус был равен Богу Отцу - "единосущен". Но, была и большая часть христиан, которая не считала Христа равным Отцу. Лидером этой части христиан в то время оказался Арий.
Под чутким руководством императора Константина "единосущные" епископы и организовали двухмесячную борьбу с последователями Ария, которая  позже обросла многочисленными мифами.
В итоге "Символ веры" "единосущников" был сформулирован и запечатан императорской печатью.
Христианство перестало быть маргинальной религией и философской системой, а стало государственной иерархической организацией.

Но Ариане и последователи других идеологических схем христианства не унимались. И пришлось собирать еще один "съезд победителей". Поэтому в итоге, получился Никео-Цареградский символ веры...

Арианство, вроде как было выдавлено из Римской империи, но еще долго было популярно в Римской ойкумене:
Христианство почти всей Европейской Барбарии было арианским: исповедовали арианство как федераты, так и за пределами Римской империи: готы, вандалы, бургунды. Сохранилось арианство и после VII-го века и за пределами Римской империи - в бывших владениях готов на территории России и Украины: на Днестре, в Крыму, на Дону и Волге. Раннее христианство на Руси (до принятия "греческой веры") носило арианский характер...

Надо сказать, что последователи соборов, осуждавших "подобосущие" недолго оставались вместе :(
Дополнения в Символ веры на Толедском соборе в 589-м году о том, что Святой Дух исходит и от Сына привели к расколу. Причины раскола были больше политическими, т.к. с философской точки зрения более логично, что если между Отцом и Сыном знак равенства, то и Дух святой должен исходить одинаково.
Но, компромиса не получилось и это привело к тому, что к XI-му веку Римская христианская церковь окончательно разделилась на Западную и Восточную.

религиоведение, вера, религия, церковь, символ, история

Previous post Next post
Up