- России нужна добрая революция!
- Нет, России нужна добрая Реформация!
И.С. Проханов "В котле России"
Здесь кто-то возмущается недавней новостью о том, что на архангельского юношу завели дело по наводке "верующих" по статье "разжигание"...
Но, смею вам сказать, что законы нынешнего государства на территории России еще мягкие. И, за "нетрадиционный" молебен в Храме Христа Спасителя можно от государства присесть всего лишь два раза по годку.
А ведь немногим более ста лет на земле Русской всё было гораздо суровее.
Статья УК Росс. империи "за богохульство" предусматривала гораздо более суровые меры, чем колония общего режима... Вплоть до каторги.
"...В России богохульство наказывалось до времен Елизаветы Петровны смертной казнью. По действующему уголовному законодательству (речь идет о начале 20-го века - прим. DM) за богохульство в церкви назначена ссылка на каторжные работы от 12 до 15 лет. Если преступление совершенно не в церкви, а в публичном собрании - ссылка на каторжные работы от 6 до 8 лет. За то же деяние, но не в многолюдном собрании, однако же при свидетелях и с целью произвести соблазн - ссылка на поселение с лишением прав. За поругание над Св.Церковью, Св.Писанием или Св. Таинствами: в публичном месте - каторжные работы от 6 до 8 лет; в присутствии свидетелей, но не в публичном собрании - ссылка на поселение с лишением прав.
За богохуление, порицание святых, православной веры или церкви православной и надругательство над Св. Таинствами и Св. Писанием в произведениях печати, а также распространение таких произведений - ссылка на поселение с лишением всех прав. За богохульство в состоянии опьянения, а также за произнесение в публичном месте слов, имеющих вид богохуления, или поношения Святых Господних, или же порицание веры и церкви православной без умысла оскорбить святыню - заключение в смирительном доме на время от 8 мес. до 1 г.4 м. с потерею некоторых прав и преимуществ, или заключение в смирительном доме без лишения прав и преимуществ на время от 4-х до 8 мес., или заключение в тюрьме на время от 4 мес. до 1 г. 4 мес. Таким образом богохульство по нашим уголовным законам принадлежит к важнейшим преступлениям" (Полный православный богословский энциклопедический словарь под ред. прот.Гр.Дьяченко.СПб 1900 г.).
Так что то, что возглашает патриах Кирилл I на ВРНС-е, потрясая перунами "культуроцида" и "русофобии", не на пустом месте выросло. Это память о "старом добром прошлом" и призыв к клерикальной реконкисте...
Согласно законам Росс.империи было запрещено всем людям иметь религиозные убеждения, отличающиеся от православных догм, или отдельных от православной церкви. Те, кто признавался виновным, осуждались на ссылку, а дети их изымались и отправлялись в монастыри, или "специальные" детские учреждения.
Да и православие было возможно лишь в форме греко-восточного обряда, выверенного по "генеральной линии" государства. Ведь церковный Синод был государственным министерством под руководством непосредственно государя-императора. Поэтому старообрядцы тоже считались диссидентами. И хотя, после Павла I, физически уничтожать их перестали, но до 20-го века они так и считались "раскольниками"*** - еретиками и смутьянами.
Вот, как описывает ситуацию в религиозной жизни в России начала 20-го века Иван С. Проханов (в будущем - 1-й руководитель Всероссийского союза Евангельских христиан) в своей книге "В котле России":
"Церковные служители установленной церкви
Активисты священника Гапона рисовали следующую картину моральных условий Православных служителей при церкви. Союз Церкви и государства лишил церковь свободы, закабалил ее и деморализовал. Члены Священства Православной церкви, начиная с простого дьякона деревенской церкви и кончая высшими Митрополитами были не только служителями церкви, но и официальными служителями государства. Всем священникам было приказано правительством выспрашивать на исповеди все тайны народа, особенно если они имели какое-то отношение к политике, и докладывать обо всем, что неблагоприятно для правительства.
Обер-прокурор Священного Синода Константин Победоносцев организовал 'определенный миссионерский институт, где все миссионеры имели своей главной целью выявить активных руководителей протестантско-христианского движения в России из всех сект и докладывать об этом властям, чтобы они могли арестовать их. Одним из методов этих миссионеров и священников была, так называемая, организация религиозных дискуссий или дебатов. В большинстве случаев Евангельский проповедник, который принимал участие в этих дебатах, вскоре арестовывались и высылались. Сказано, и это истинный факт, что 99 узников и высланных среди Евангельских христиан и других свободных религиозных организаций России пострадали вследствие обманных диспутов этих миссионеров и священников.
Не с чувством осуждения, как сидящий на судейском месте, а с великой печалью я наблюдал подобное и все больше и больше убеждался, что союз Церкви и государства в России не только не соответствует Священному писанию, но вреден и для Церкви и для государства. Церковь попадает в рабство, священнослужители связываются с политикой и отчуждаются от своего прямого долга духовного просвещения народа. А государство таким образом было подготовлено к атеистическому и материалистическому влиянию, которое позднее разрушило и церковь, и государство. Становилось все более очевидным, что для возрождения христианской религиозной жизни в России отделение церкви от государства должно быть первым шагом".
Течение Евангельской реформации в России началось в 60-х гг. 19-го века. Евангелисты, которые вели просвещение среди простых людей на основе учения Христа явились положительным началом в деле улучшения нравов русского народа. Но, увы их делу не суждено было продолжиться :(
Император Александр II подготовил закон, который должен был гарантировать религиозную свободу инакомыслящим. Этот закон намечалось провозгласить на Пасху 1881 года, как часть тщательно продуманной конституционной реформы. Но, увы, рука террориста оборвала мирную линию эволюции государства Российского****.
Воцарившийся Александр III взял курс на "сохранение стабильности". Князь Меликов - премьер-министр и автор будущей Конституции - был смещен. Обер-прокурором Священного Синода был назначен реакционер и ретроград Победоносцев, который тут-же объявил охоту на "штундистов" (так называли в РИ последователей Евангелического христианства).
Фактически свобода вероисповедывания и религиозная терпимость существовала в России 20-го века меньше двадцати лет. С 1905-го года до того момента, когда воинствующий атеизм был объявлен государственной религией большевистского государства.
История не знает сослагательного наклонения, но, Бог весть - не гнала бы официальная церковь Росс.империи тех, кто непосредственно работал над улучшением морального состояния народа, над смягчением нравов в духе Евангелия, не получили бы архиереи (желавшие абсолютной власти) и попы бича Божьего в лице большевистской Чеки :(
***Хотя, если быть исторически точными, то раскольниками в ПЦ стали именно Никониане, т.к. именно обрядовые реформы эллинофила патриарха Никона привели к расколы в догматической норме русского церковного обряда, свято соблюдавшегося со времен насаждения князем Владимиром Киевским "греческой веры" на Руси.
****Слава Богу, хоть при императоре Александре II успели узаконить отмену крепостного права :) Судя по реакционному настроению, царившему во власти при Александре III, еще быть бы большей части русских рабами многая лета ;)