О пропаганде, мифах и православной традиции

Apr 14, 2015 19:36

Предисловие:
Отличить зомбака от нормального человека в соцсетях (и в реальном мире) довольно просто: зомбак пишет (говорит) пропагандистскими штампами. Обсуждать что-то, или спорить с такими существами бессмысленно - у них в головах карта мозга с официальными слоганами. Методы вашего индивидуального воздействия бессильны перед методами психологического воздействия огромного "зверя". А их способы одинаковы для всех аферистов, желающих получить что-то от жертвы - от индивидуальных до корпоративных. Методология управления сознанием популярно показана в фильме "Узнай в чем фокус" :)

Для формирования картины мира, нужной для власть предержащих используются устойчивые словосочетания, которые (при подробном анализе) не отражают реальность, а способствуют поддержанию мифа важного для манипуляторов. Для закрепления идеологического "паззла" важна периодичность и частота повторения...

О мифологии "духовных скреп"

Одна из идеологических опор современного государства - РПЦ МП, пользуется популярностью в массовом сознании, потому как - по мнению обывателя - это "наше всё!". Педалируют на то, что это традиционный для русских религиозный институт. И именно - в версии МП.

Но, почему именно этот религиозный институт принято считать "духовной скрепой" общества?
Начиная с 1991-го года РПЦ МП расписывается в своем бессилии, если дело касается социальной напряженности, общественного умиротворения и межнациональных конфликтов. Мало того, пытаясь манипулировать клерикальным сознанием в целях личной выгоды, РПЦ МП часто сама становится источником социальных конфликтов.
Православие в варианте РПЦ МП не способно было стать межславянской идеологией, как показал опыт прошлого года, породивший межгосударственный конфликт между РФ-ией и Украиной. Руководство МП встало на позицию чиновничьего ведомства от РФ...
Ладно, пусть так. Но, если  - россиянское православие, то почему в рамках структуры созданной по инициативе Сталина из обломков той конструкции, что существовала в Российской империи?
Почему тогда не отталкиваться от старообрядческой традиции?
Которая, гораздо более русская - без греческого и малороссийского влияния (и, уж, конечно - без чекистского подтекста).

Все дело в контингенте, который обслуживает РПЦ МП. Две трети россиян считают себя православными. При этом, лишь чуть более 10% бывают в церкви хотя-раз в месяц. И то, большинство - лишь затем, чтобы поставить свечку, "подать записочку". Но, не поучаствовать в богослужении. А ведь это один из критериев по которому верующий отлучался от церковного собрания до покаяния...

И да-а-а-алеко не каждый из этих "захожан" знает наизусть Никео-Цареградский символ веры.
А ведь именно, исповедование его и даёт право человеку называть себя "православным христианином".

Кроме "свечечки и записочки", набор атрибутов, определяющих современную православнутость можно перечислить на пальцах: "ребеночек должен быть крещенным", "брак должен быть венчанным", "на Пасху надо светить яйца и куличи", "на Крешенье - взять святой водички и окунуться в проруби". Ну и то, что участие служителей культа необходимо в повседневной жизни - для освящения квартиры, машины, дачи, для отпевания и последующего помина...
И это - всё! Для подавляющего большинства именно этим ограничивается религиозная жизнь большинства адептов РПЦ МП.

Обрядоверие - символ веры современных "православных".
Но, насколько глубоко элементы этих обрядов укоренены в русском сознании?

Недавно разочаровал одного знакомого уря-поцриота, ненавидящего "укропов" лютой ненавистью, когда он похвалился мне, что ходил с семьей "святить" куличи-яйца. Он оказывается не знал, что куличи пришли в ассортимент "москальского" пасхального набора именно с Украины. Как, впрочем и многое другое в нынешней церковной культуре :)
Ну, это ладно - всё же больше столетия, уже (какая-никакая) традиция.

Есть же понятия, связанные лишь с советским периодом:
Кагор в Российской империи никогда не считался церковным вином - он относился к "шемаханским винам" (в переводе на современный - к семитским винам).
Вошел кагор в широкое церковное употребление из-за скудости советского периода.
Так же появились, крашенные под воск парафиновые (церезиновые, стеариновые) свечи, и лампадное масло, изготовленное из нефтепродуктов. Кстати в УК Росс.империи подделка свечей каралась от штрафа до заключения :(

Укоренившийся в нынешнем церковном интерьере "канон" - тоже продукт советской эпохи.
Появился он в военное время, как возможность для подкормки священников, но сохранился и ныне, когда даже налогами церковь не облагается.

Традиция купаться в проруби - тоже новая (видимо, как следствие культуры "моржевания").
После Крещения (до отдания праздника) считалось кощунством полоскать белье в проруби. Мылись русские люди в банях, а окунаться каждый год в освященную воду крещенному человеку - какой смысл?

Не было ажиотажа и вокруг "благодатного огня". Русские паломники в Святую землю писали о таком явлении, но считали его развлечением для малокультурных арабов.
Что такое "материализация чувственных идей" в начале 20-го века было известно любому спиритуалисту и теософу.
Да и какое отношение имеет "схождение огня" в субботу, к воскресению Христа, которое и произошло, соответственно - в воскресение?
В Новом Завете упоминается схождение пламенных "языков" на апостолов, но, через Пятьдесят дней после Пасхи. В день, когда нынче в церкви празднуется Троица.

Теперича, что касается церковного периода, который нынче именуется "синодальным" - периода Российской империи. В то время официальная православная церковь, существовавшая в государстве, была идеологическим министерством. И господа-министры - Святейший Синод - назначались государем-императором. А главой церкви был император Российский, что и подтверждалось соответствующим обрядом - венчания на царство.
Т.е. на самом деле, исторически правильно называть этот период существования российской церкви - имперским периодом.
Поминание самодержца, императорского дома - было частью литургийной жизни имперской церкви.

Кому же понадобилось подменять понятия, вводя слоган "синодальный период"?
Естественно - тем архиереям, что в марте 1917-го года стали клятвопреступниками и отреклись от своего земного главы. Сопроводив это отречение позорным обращением синода, в котором они не только приветствовали Временное правительство, но и производили изменение в богослужении с угрозой отлучения священства, продолжающего поминание Российского императорского дома.
Выборы патриарха либеральной частью архиерейства проходило при живом, но находящемся в заключении, главе православной церкви России.
Дабы заместить следы не только церковного, но и государственного преступления, верхушка российских клерикалов запустила два мифа:
Первый - о роли "Державной иконы" Божией Матери и создания целого цикла легенд на тему того, что царство Русское теперича не земное, его взяла под управление Богородица.

Второй - о фразе некоего крестьянина бывшего делегатом Поместного собора: "У нас теперь нет царя и мы хотим патриарха".
Какой-то детский лепет: хочу такую игрушку, хочу сякую игрушку.

Традиционное русское сознание того времени ждало Учредительного собрания, которое и должно было правомерно решить вопрос о государственной власти в России. И, если бы вопрос решался в пользу конституционной монархии, то будущий самодержец мог потребовать от самозванного собора возврата себе главенства в церковном управлении, гарантированного ему российскими законами. Кстати, даже Керенский долго не решался отменить государственный статус империи. И сделал это только в сентябре, когда уже все покатилось под откос.Так что, Российская буржуазная республика формально просуществовала всего чуть больше месяца :( ...

В период российской истории после Петра I, церковная жизнь регулировалась многими государственными законами. И внутренние "духовные скрепы" благочестия поддерживались не только законом об ОЧВ. Это касалось не только служителей культа, но и простых мирян. Участие в таинствах (исповеди и причастия) регулярно отмечались настоятелем храма в специальном журнале. Подданный, не имеющий соответствующих галочек, лишался возможности законного отпевания и, соответственно, права быть захороненным внутри церковной ограды :( Хоронили таких людей за чертой города, на кладбищах для преступников и инородцев...

(продолжение следует)

Россия, вера, религия, русские, традиция, РПЦ МП, история

Previous post Next post
Up