Главная проблема построения гражданского общества

Mar 05, 2015 23:20

Из преамбулы, о предпосылках и причине создания "Института свободы совести":



Центральной проблемой построения гражданского общества в России являются взаимоотношения государства и общества.
Все остальные, возникающие проблемы, в том числе и экономические, являются следствием разрыва между властью и обществом. Преодоление этого разрыва в принципе невозможно без полной реализации конституционных принципов свободы совести и светскости государства.
В настоящее время антиконституционные процессы в сфере свободы совести, приняли характер государственной политики и окончательно вышли из под контроля общества. Контроль, ограничение мировоззренческой сферы и нарушения властью прав человека в сфере свободы совести, использование религии в политических целях и сакрализация власти, отход от конституционных принципов светскости государства и клерикализация институтов государства, конфессиональные предпочтения власти и религиозное неравенство стали привычными и повседневными.
Более того, заинтересованными кругами предпринимаются шаги по законодательному закреплению вышеупомянутых деструктивных явлений. С принятием в 1997 г. Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" в России начала формироваться законодательная база, которая не только предопределяет нарушения основных прав и свобод человека, но и стимулирует сепаратизм, этноконфессиональную напряженность, углубление расслоения людей по отношению к мировоззренческим ценностям, которые в свою очередь лежат в основе вооруженных конфликтов и способствуют тенденции изменения конституционного строя.
Современные направления развития отношений России и религиозных объединений выявили наличие новых противоречащих Конституции РФ тенденций трансформации законодательства о свободе совести в виде идеи введения понятия "традиционные религиозные организации" в правовое поле России.
Таким образом, конституционные права каждого человека на свободу совести стали жертвой ряда факторов, среди которых доминирующими являются:
научная неразработанность;
специальные интересы власти и конфессиональной бюрократии.
Эти факторы сегодня определяют состояние свободы совести, которое формируется на уровнях: науки, законотворчества и правоприменения.
Вследствие научной неразработанности данной проблематики и неразвитости вышеупомянутых конституционных принципов как правовой категории российское законотворчество в этой сфере посвящено исключительно свободе вероисповеданий. Конституционное право каждого на свободу совести, упоминается повсеместно лишь в качестве декларации, фактически находясь вне правового поля. Таким образом, законодательство, которое по логике должно быть направлено на реализацию свободы мировоззренческого выбора, подменяется "специальным религиозным" для регулирования деятельности религиозных объединений.
Религиозные объединения традиционно являются объектом политических интересов и "специального" контроля со стороны власти, как в России, так и во многих государствах мира, вследствие чего в результате правоприменения данного "специального" законодательства не только нарушаются права верующих и религиозных меньшинств, но и размывается целый ряд демократических конституционных принципов, составляющих основу конституционного строя.
Анализ реальной ситуации показывает, что "официальная" наука и законотворческий процесс, при заинтересованном и/или молчаливом согласии лидеров ряда конфессий (прежде всего, считающих себя "традиционными"), находится под контролем власти, подводя некую наукообразную базу под ее антиконституционную политику.
В этом контексте характерной чертой является сращивание структур, обслуживающих интересы некоторых конфессий с органами власти и "официальной наукой". Деятельность этих альянсов носит имитационный правозащитный характер, является корпоративно ориентированной и направлена на реализацию только соответствующих интересов власти плюс определенных религиозных и профессиональных корпораций, имеет тенденцию на приватизацию "цеха борьбы за свободу совести".
Таким образом, в Российской Федерации сфера свободы совести, как правило, отдана "на откуп" структурам отражающим интересы или определенных корпораций, или власти. Реализацией конституционного права на свободу мировоззренческого выбора (юридическим измерением которого является право на свободу совести) для каждого человека вообще никто не занимается. Более того, принципы свободы совести в качестве правовой категории осознаны крайне слабо.
Необходимость формирования правового механизма реализации свободы совести для каждого человека в современном демократическом правовом государстве, определившим в качестве цели построение открытого гражданского общества, и тем более с учетом глобальных процессов современности требует коренной ревизии и реформы основополагающих принципов и понятийного аппарата в данной сфере.
Одним из приоритетов является создание правовых предпосылок для лишения власти действующих, и возможности создания в будущем юридических механизмов контроля и использования религии в качестве государственной идеологии.
Для сокращения и преодоления разрыва между властью и обществом властные группы должны лишиться юридических механизмов контроля и использования мировоззренческой сферы, основанных на не корректных при применении в юриспруденции принципах и терминах.
В связи с этим необходимо коренное изменение сложившегося порядка вещей в области свободы совести. Эти изменения нужны не только на национальным российском, но и на международном уровне, так как политические войны с ярко выраженным этноконфессиональным характером полыхают по всему миру. После трагедии 11 сентября глобальный конфликт цивилизаций, в свое время аргументированный Хантингтоном, больше не кажется изощренной фантазией.
В этих реалиях назрела острая необходимость создания международного механизма принятия и реализации решений по глобальным проблемам современности (в числе которых - международный терроризм, военные и экологические угрозы и др.). Он призван обеспечить устойчивое и безопасное развитие мировой системы и ее элементов, а это выдвигает требование коренных изменений в области управления, политики, устройства и распределения власти. Создание такого механизма связано с обязательной трансформацией целей развития, духовных и нравственных ценностей, социальных и политических идей, доминирующих в обществе. Необходима политика отказа от эксплуатации принципов превосходства и разделения, умение преодолеть национальный эгоизм и осуществить интеграцию в мировое сообщество, органично сочетая национальные и международные интересы.
Мир действительно изменился. Значит нужно менять политику. И в первую очередь подчинить ее принципам прав человека и свободы совести. Для этого необходимо превратить эти принципы из декларации в реальность. Поэтому, совершенствование нормативно-правовой базы для реализации права каждого человека на свободу совести является необходимым условием решения комплекса указанных проблем.

гуманизм, гражданское общество, вера, религия, свобода, РФ-ия, человек

Previous post Next post
Up