Православные церкви юлианского стиля празднуют сегодня день Рождества Богородицы. Праздник этот относится к разряду легендарных и окончательно оформился в те годы, когда император Флавий Валерий Аврелий (более известный нам, как Константин) решил сделать из христианского вероучения государственную идеологию.
Древние римляне с большим пиететом относились к биографиям своих предков. И, естественно, все главные герои нового Пантеона должны были иметь свои жизнеописания.
Это касалось и Божией Матери: Если читатели Евангелия встречают девицу Мариам уже в детородном возрасте, то, собранные легенды и предания ранних христиан, оформленные на бумаге, предлагают читателю развернутую историю родителей Марии - Иоакима и Анны, а также раннего детства Мариам.
В настоящее время сохранилось лишь три праздника в честь дней рождений. Это дни рождения самого Иисуса Христа, его мамы и двоюродного брата (и учителя) - Иоанна.
Ведь православное мировоззрение считает настоящим днем рождения человека - день его смерти: рождение в Вечную жизнь.
Интересно, что в народном мировоззрении современных, как восточных, так и западных христиан Богоматерь более "популярный персонаж", чем сам Иисус Христос.
Так в православной иконографии разнообразных образов Христа не более двух десятков (а почитаемых праздников в его честь - еще меньше).
Напротив, каждый день церковного календаря отмечен празднованием одной, или нескольких икон в честь Богородицы.
Изменения приоритетов заметны и в молитвенно-иерархической практике: По догматике вероучения Христос пришел, чтобы стать жертвой за грехи человечества. И, соответственно - искупителем и милостивым заступником за человека перед немилосердным Богом-Отцом. Но, в деле помощи и молитвенного обращения современного верующего уже Мать Иисуса становится поручительницей за грешников перед своим Сыном.
Связано такое преломление с архетипами сознания человеческого рода: образ Матери - ближе и роднее человеку, чем образ вождя (пусть даже и милосердого). Любовь к маме естественна уже для ребенка, любовь к царю - сознательному человеку. Во всех трудных случаях жизни человек стремится к материнскому началу.
Потому, образ женщины с младенцем больше притягивает страждущую утешения душу, чем мужской образ, и настолько распространён в разных культурах: