Шли годы, но как не понимал, так и не понимаю специфическую категорию музыки, красоту в которой нужно НАЙТИ. Или вложить. Да-да, есть такая музыка. И ее довольно много. У меня таковая ассоциируется, например, с The Cinematic Orchestra или Hidden Orchestra. То есть, почти оркестровая музыка, которая вместо того, чтобы стеной двигаться на слушателя симфонической мощью сложносочиненных мелодий, предпочитает шуршать, тихонько переливаться и создавать атмосферный саундскейп, где слушатель должен не то теряться, не то прятаться и видеть в глубинах красоты. Или, как уже было написано выше, уйдя в саундскейп и очистив-спратавшись от всего, вложить туда нечто свое. Такой подход имеет право на жизнь. Более того, он еще и довольно популярен - достаточно посмотреть на популярность The Cinematic Orchestra. Но вот у меня все эти хитрые процедуры с внутренними трансформациями не ахти как получаются. Как результат - бесконечные попытки послушать и почувствовать то, от чего некоторые покрываются натуральными мурашками. Ха! У меня знакомый есть, закоренелый металлист, которого некоторые особо атмосферные треки "синематиков" не на шутку пробивают.
Но вот именно с The Cinematic Orchestra у меня уже очень много лет не складываются отношения. Каждый новый альбом - надежда на то, чтобы уловить суть этой музыки. И каждый божий раз - понимание и осознание того, насколько это нереально круто сыграно (блин! это фантастически круто сыграно!). Но... вот не пробирает и все тут. Пару лет назад ситуация чуть-чуть сдвинулась. Вышла стилистически похожая на творчество "синематиков" пластинка Night Walk от Hidden Orchestra. И вот тогда-то что-то шевельнулось. Оно и понятно, при действительно схожем с "синематиками" подходе - электроника, сэмплы, струнные, бас, контрабас, сильное джазовое влияние - в Night Walk присутствовало хоть какое-то звуковое давление, вес. Видимо, сыграла роль необычная ритм-секция, в которой участвовали две барабанных установки. Не сказать, что это прямо совсем уж пробирало - все таки лично мне не хватало именно красивых мелодий. Night Walk предпочитал все ту же недосказанность, что и у "синематиков", мол, вот вам, ищите и обрящете. Меж тем, пластинка обрела культовый статус и отхватила несколько наград.
Долгое вышло предисловие всего к одной мыслишке - новый альбом Hidden Orchestra ВНЕЗАПНО пробирает. В недавно вышедшем Archipelago сместились акценты: инструментальное околоджазовое шуршание под барабаны и бас тут периодически взрывается мелодиями симфонической мощи. Случается это редко и лишь в нескольких треках, но производит просто неизгладимое впечатление. А все потому, что Hidden Orchestra с умом подошли к развитию и структуре треков. То есть, совершили небольшой, но очень важный качественный скачок относительно уже устоявшегося "синематического" звучания: каждый трек примерно наполовину то самое шуршание, инструментальный перелив, саундскейп, а дальше... Дальше треки раскручиваются, обретают плоть, набирают вес. А кое-где - в Reminder и Disquite, например - завершаются чем-то действительным оркестрово-мощным. В такие моменты Archipelago пробирает неимоверно. Да чего уж там: эти моменты для меня - одно из сильнейших музыкальных переживаний года.
Кстати, такой подход вызвал неоднозначную реакцию. BBC Radio, которое первый альбом Hidden Orchestra носило на руках, обрушилось на Archipelago дольно серьезной критикой, охарактеризовав пластинку как не способную увести слушателя в далекие дали. Оно так и есть - треки при развитии обретают плотность если не бетонной стены, то уж гипсокартонной переборки точно. Это далеко не ажурный звуковой лабиринт - чисто технически в пространстве Archipelago потеряться не получается. Невеликая плата за ту осязаемую красоту, что живет на этой пластинке. Но важнее другое: стиль, сформированный "синематиками", наконец-то, спустя десять лет двинулся в сторону более плотного, где-то почти симфонического звучания. И это не может не радовать. По крайней мере, меня.
Click to view
Click to view