Не так давно
моя коллекция пивных подставок перевалила за 10000 (десять тысяч) экземпляров, и я думаю, что настало время подробнее рассказать друзьям о моем хобби.
Пивная подставка, она же бирдекель (нем. bierdeckel), она же костер или бирмат (англ. coaster, beermat), она же тацек (чешск. tacek) получила распространение в Европе в XIX веке. Однако человек, знающий немецкий язык, сразу скажет что bierdeckel - это совсем не «пивная подставка», а как раз наоборот - «пивная крышка». На самом деле никакого противоречия здесь нет. Как известно, немцы любят не спеша попивать пиво в биргартенах - пивных садиках, площадках на открытом воздухе. Но в открытую кружку могут попасть ветки, листья и даже насекомые. Бюргеры побогаче пользовались кружками с металлическими крышками, а людям попроще выдавали фетровые кружочки, чтобы накрыть кружку сверху. Вот она-то изначально и называлась бирдекелем. В помещении этот кружок клали под кружку, чтобы конденсат, стекающий с холодной кружки, и излишки пены не портили стол и впитывались в фетр. Однако использовать такие бирдекели было неудобно, т.к. они были многоразовые, их приходилось стирать и сушить.
В 1892 году была изобретена одноразовая подставка, которая с некоторыми изменениями применяется и в наши дни. Немецкий предприниматель Роберт Шпут взял размоченную до однородной консистенции бумагу, залил этот состав в форму и сушил в течение ночи. На утро у него в руках был кружок диаметром 107 мм и толщиной 5 мм, который был одновременно и плотным, и пористым, позволяя прекрасно впитывать влагу. Такие одноразовые подставки были удобны, гигиеничны, просты и дешевы в изготовлении, а поэтому быстро вытеснили своих фетровых предков. Позже владельцы заведений сообразили наносить на них свои логотипы и рекламу, что и стало толчком для появления такого направления коллекционирования, как тегестология, т.е. коллекционирование пивных подставок.
Различные направления коллекционирования пивной атрибутики
Тегестология - одно из трех самых популярных в общей теме коллекционирования разнообразной пивной атрибутики - бирофилии.
Посоперничать с ним могут коллекционирование пивных этикеток и пивных пробок, чуть менее популярны направления пивного стекла (кружки, бокалы…) и пивных банок, ну а дальше идут уже более экзотические - пивные визитки, календари, открытки, открывашки, подносы, машинки, значки, ну и все остальное, связанное с пивом. Коллекционеры объединяются в клубы, так, я являюсь членом немецкого клуба
Förderergemeinschaft von Brauerei-Werbemittel-Sammlern e.V. (FvB) и российского
Клуба коллекционеров пивной атрибутики (ККПА). Клубы выпускают информационные издания и проводят встречи (обменные биржи).
Журналы российского и немецкого клубов
Прошлогодняя Первая всемирная встреча коллекционеров пивной атрибутики в словацком городе Мартин собрала почти тысячу участников из 36 стран мира.
Встреча коллекционеров со всего мира в г.Мартин (Словакия)
Официально занесенная в книгу рекордов Гиннесса самая большая коллекция пивных подставок принадлежит австрийцу Лео Пискеру и насчитывает 140 тысяч подставок из 155 стран мира, а в самом многочисленном онлайн-каталоге подставок представлено 238 тысяч экземпляров от 12 тысяч пивоварен из 195 стран мира. Но далеко не все коллекционеры собирают «весь мир». Кто-то собирает подставки отдельных континентов, стран или регионов, кто-то - отдельные пивные брэнды (самые популярные коллекции - ирландского Guinness’а, голландского Heineken’а и датских Tuborg’а и Carlsberg’а), весьма распространены и тематические коллекции - бирдекели с изображением животных и птиц, различной техники, морской тематики, замков и городов, девушек и рыцарей, в общем, у кого на что хватает фантазии и интереса.
Экземпляры для тематических коллекций
Кстати, подставки бывают не только пивные. Так же в ходу подставки других напитков - безалкогольных (кола, минералка), слабоалкогольных (сидр, коктейли), крепких (водка, виски и т.п.). Отдельный сегмент, который жестко отсеивается коллекционерами именно пивных подставок - подставки баров, кафе и ресторанов, не имеющих своих пивоварен, но так или иначе рекламирующих пивную направленность своих заведений. В конце прошлого века были в ходу подставки с рекламой сигарет, однако в последнее время их практически нет, видимо ввиду жесткой антитабачной компанией по всему миру. Ну и наконец совсем неинтересный сегмент - различные рекламные подставки, с рекламой, вообще не имеющей никакого отношения к пиву и напиткам. Если подставки от различных напитков и заведений общепита еще кто-то коллекционирует, то коллекционеров просто рекламных подставок я пока еще не встречал.
Непивные подставки
На этом общий вводный курс на тему тегестологии можно считать законченным, в следующем рассказе я поведаю непосредственно о своей коллекции.