Бабушка сказала, что я поддостал ее бессменным удолбом одной и той же клавиши ф-но одним и тем же пальцем левой р-ки. И если я считаю, что это искусство (продолжала Бабушка), то искусство должно работать. Например, вынести трехдневную помойку. Бабушка не отрицала, что могла бы сама вынести помойку, но манифестировала, что это дело принципа.
Я ответил, что после того как Гаврила Принцип выстрелил в эрцгерцога Фердинанда, из дел принципа ничего хорошего не выходило.
Бабушка ловко парировала мое выступление контраргументом, что кто-то много умничает и, кроме того, ругается матом в письменном виде, что ей известно из всеместно раскиданных распечаток моих сочинений.
Бабушка также особо отметила, что если дальше деморализация ее внука двинется в сторону усугубления лени и хамства, то с ее внуком перестанут здороваться даже близкие друзья, особенно Женя Гранильщиков, которому я три дня не могу завезти забытые им очки.
Я ответил, что в очках особенной беды нет, п.ч. я все равно здороваюсь с Женей первым, и он без труда меня опознаёт. Кроме того, при встрече я всегда обнимаю и целую Женю, так что на ощупь он должен меня признать и без оптически зорких приспособлений. Что же касается национального элемента забубенных ругательств, то в них выражены боль за Отечество и указание на социальные язвы, как в сочинениях Ф.М.Достоевского и В.Г.Короленко.
Бабушка возразила, что осталось положить полюбившиеся мне слова на мою же монопальцевую музыку, чтобы создать шедевр, в котором глубина смысла сможет соперничать только с изяществом формы.
Я ответил, что мне (поэту и композитору) это как одним пальцем об ф-но. Пусть Бабушка не изволят беспокоиться, я чувствую неподалеку хлопанье крыльев крупной музы, которую постараюсь не упустить.
Бабушка сказала, что благодаря сделанному мной анонсу она наконец-то в полной мере смогла оценить предложение одной своей подруги переехать на жительство в город Новороссийск, где морские офицеры берут под защиту одиноких женщин, возраст и убеждения которых не позволяют воспитывать внуков при помощи веника, чего некоторые внуки вполне заслуживают по совокупности моральных недостатков, чванства, лени, эгоизма и антисанитарии.
За время Бабушкиного монолога родился соцкуплет как жанр и первый образец жанра:
Одна старушка слабоумная
Гуляла у кафе «Центральное».
Ее увидели молодчики
И подарили ей букеееееееееееет.
Исполнялся куплет, естественно, при помощи одной ноты, одного пальца и одной жирной одутловатой музы, с трудом протиснувшейся в форточку. Бабушка заметила, что у музы на лире только одна струна, а я встречно предположил, что именно эта муза вдохновляла великого Паганини. За время нашей беседы родился второй шедевр социального куплетирования:
Начальница трамвайной станции
Имела резус отрицательный -
В больнице родовспомогательной
Родился маленький урооооооооооод.
Бабушка прозрачно намекнула, что не выносит так называемой «клубнички», поэтому лучше мне стихотворить не в социально-эротическом ключе, а в чисто социальном. Кроме того, Бабушка критически указала, что у меня недостаточно мерзкий голос, что оказалось, к счастью, исправимо. Я имитировал несмыкание голосовых связок, отчего вокал приобрел недостающую забулдыжно-экспрессивную окраску. В новой манере я исполнил социальный-драй (не разбодяженный эротикой) куплет:
Безумные и паралитики
Не допускаются в политику,
Но если все же допускаются,
То начинают беспредеееееееееееееел.
Бабушка отметила, что для такого рода поэзии в сопровождении соответствующей музыки следует искать вдохновения в конкретных человеческих судьбах, а не впадать в огульное критиканство на уровне хунвейбинских ярлыков. Я тотчас спроворил злободневный куплет-молнию:
Пила напитки алкогольные
Бригада вся локомотивная -
Заказчики писали жалобы,
И бизнес быстро прогореееееееееееееееел.
Стремясь к созданию ярких, узнаваемых типажей рабочих, крестьян а также скромных тружеников интеллигентного труда, я создал галерею портретных образов, чьи жизненные приоритеты вызывают не только одобрение, но и желание внедрить их экзистенциальный опыт в собственную биографию:
Начальница тюрьмы в Сокольниках
Была натурой гармоничною -
Кружок открыла драматический.
Ей восхищался коллектиииииииииииив.
Потом Бабушка сказала, что у нее поднялось давление и она пойдет к тете Розе с восьмого этажа, чтобы немного прийти в чувство. Я был несколько расстроен, лишившись слушательской аудитории, и около часа сочинял и исполнял соцкуплеты, но, признáюсь, довольно вяло, пока не пришел Паштет, разучивающий ушами через плеер заунывно-символические песни старого «Наутилуса». Я взялся ретиво соперничать с молодым Бутусовым (представляющим старый «Наутилус») и предъявил соцкуплет на тему «Здесь нет негодяве в кабинетах из кожи…»
У нас давно уж негодяев нет,
И кабинетов у нас тоже нет,
И кожа тоже вся закончилась,
Осталась цепь одна на всееееееееееееееееех.
Паштет из поэтической ревности (не знаю, ко мне или к Бутусову) наехал на меня «Шаром цвета хаки».
Сначала он совсем прозрачный был,
Покрасили, тогда он белым стал,
И в черный было перекрасили,
А вот, однако ж, красят внооооооооооооооовь.
© - Паштет.
Я слушал его не очень внимательно (возможно, из творческой зависти к еще более мерзкому, чем мой, голосу Пашкá), и едва он прохрипел свой соцкуплет, парировал:
Девушка хотела трахаться,
Все стали от нее шарахаться,
Ей нравился зато Ален Делон,
А он не пьет одеколоооооооооооон.
Мы наревелись как два гиппопотама в период брачных игр, когда из Гнесинки вернулась Мама с прослушивания самостоятельных отрывков. Она было попыталась рассказать про тематику вечера (пели из «шекспировских» опер - Верди-хуерди, Пуччини-хуеччини и пр.). Ей было достаточно подкинуть нам сюжет, чтобы в поэтике «Сил судьбы» старого Джузеппе (Верди) мы прохрюкотали ей краткое содержание, рассусоленное старым Джузеппе на три акта:
Пацан с девчонкою запарились -
Они друг другу очень нравились,
Но их родители замучили,
О чем писал Вильям Шекспииииииииииир.
Потом мы набросали по соцкуплету про «Ричарда Ш», про «Макбета», про «Сон в летнюю ночь», «Гамлета» (этот был самый смешной, но я его начисто позабыло - срезало из памяти, как подосиновик). Из всего шекспировского наследия засело в памяти не самое показательное:
Арап неправ, но, без сомнения,
Он вызывает сострадание -
В порядке самовыражения
Свою супругу задушиииииииииииииил.
Все это время я ожесточенно озвучивал наш с Пашкой клёкот указательным пальцем левой р-ки, нацеленным в ф-но.
Бабушка вернулась и пошла к Лидочке с шестого этажа. Я разлиновал бумагу и в острейшем припадке вдохновения увековечил партитуру.
Мама, посмотрев, как мы с Пашкой - потные и возбужденные, словно в рекреации на исходе школьного «огонька», вырисовываем ноты, подлила солярки в огонь, невинно бросив:
- Нил, мне странно, что ты в таком восхищении от мелодии. Мелодия - это хорошо, но это очень мало… Без оркестровки…
Для аутентичного исполнения соцкуплетов необходим тройной струнный состав, 4 тубы, 6 валторн, 2 английских рожка, 2 гобоя, флейты в стандартном наборе + 6 контрафаготов, литавры, там-там, 6 арф, челеста, стартовый пистолет или хлыст (одно из двух - не надо перегружать), хор мальчиков и, естественно, соло на корнет-а-пистоне профессора Докшицера. Еще у меня было бы пожелание, чтобы на финальном tutti forte fortitissimo оркестранты надели сурдины (по возможности). А всем, кто в СМИ позволит себе грязные намеки, что я загипнотизирован гением Равеля, мы будем резать яйца.
Открытием этого жанра (назначение которого умножить мою славу, почести и капиталы) я официально завершаю мою композиторскую карьеру. Я думаю с все большей убежденностью, что я никогда не смог бы продвинуться в композиции, и не напрасно я бросил ее (композицию). Боюсь, что ощущение неизбывной красоты отдельно звучащей ноты мешало бы мне оценить здраво собственные творения. Медитацией над одной клавишей я могу довести себя до слез - настолько совершенным, беспримесно прекрасным мне слышится звук каждой струны хорошего инструмента. Вот отчего пределом моих достижений в музыке могло быть только ремесло настройщика. Музыкальный слух и особая чувствительность к звуку делают меня особенно ранимым и отрицают возможность музыкального творчества в общепризнанном смысле.
Иной раз я задумываюсь - буде я обладал столь же тонким фонетическим слухом, то он, этот изысканно тонкий слух, должно быть, мешал бы мне говорить, и я, словно юродивый поэт Jean Arthur Nicolas Rimbaud, пел бы гласные на площади, полагая святотатственным складывать божественно прекрасные звуки в слова. Сколь ненавидел бы я тогда швкорчащую и булькающую человеческую речь!
Привычка к языку и (в некотором смысле) словесная тугоухость позволяют мне бежать от музыки в литературу, которая, по мнению толпы, является общедоступным искусством и последним прибежищем неудачников. Впрочем, сколько бы я ни ёрничал и не кудрявил речь, в тайниках сердца я убежден в ценности каждого слова, которое, как ни переворачивай его, всегда будет сохранять частицу первородного Слова, Которое бе в начале и Которое бе Бог.
Карболка пахнула касторкою,
Касторка пахнула соляркою,
И только роза пахла розою,
Хоть называлася не таааааааааааак…