Центральная сцена ( Актриса, Сenter stage, Yuen Ling-yuk, 阮玲玉 )

Jan 05, 2012 18:49




Однозначно лучший фильм Стэнли Квана и как минимум одна из лучших ролей Мэгги Чеунг (примерно на уровне ее работ в "Любовном настроении" или "Диких днях") - за эту роль Мэгги получила серебрянного медведя на Берлинале и стала первым представителем актерской профессии из Азии, удостоившимся приза на столь престижном Европейском кинофестивале. Фильм представляет собой жизнеописание легендарной китайской актрисы эры немого кино Жуань Линюй - биографическая справка:


Жуань родилась в Шанхае 26 апреля 1910 года. Её детство прошло в бедности. Отец умер в 1916 году, мать прислуживала в богатом доме семьи Чжан. В возрасте шестнадцати лет Жуань бросила школу и стала жить в гражданском браке с сыном семьи, где работала её мать. Их отношения в итоге не сложились, и Жуань вскоре была вынуждена приступить к поискам работы. В 1927 году, благодаря протекции занятого в киноиндустрии старшего брата её любовника, она дебютировала в кино, получив главную роль в фильме «Вместе только формально». В тот же период она взяла псевдоним.
Сначала Жуань работала на киностудии Mingxing Film Studio, затем в 1930 году перешла на недавно образованную студию Lianhua Film Company. Первая же её картина на новом месте - «Воспоминание о Пекине» - обернулась большим успехом, и вскоре Жуань вошла в число ведущих актрис студии.
Наиболее яркими её работами того периода были фильмы «Любовь и долг» (1931), «Три современные женщины» (1933), «Маленькие игрушки» (1933), «Богиня» (1934), где актриса исполнила роль матери-одиночки, которая становится проституткой, чтобы добыть средства на пропитание маленького сына, и др.
В 1932 году, после того, как японцы начали бомбардировку Шанхая, Жуань переехала в Гонконг, но в следующем году ситуация стабилизировалась, актриса вернулась на родину и продолжила работу.
Популярность Жуань привела к тому, что её личная жизнь - разрыв с супругом и отношения с любовником Таном Цзишанем - стала объектом пристального внимания прессы. В итоге актриса не вынесла давления и 8 марта 1935 года покончила с собой, приняв большую дозу снотворного. Её смерть была воспринята обществом как настоящая трагедия. Похоронная процессия, собравшая около 300 тысяч человек растянулась на пять километров, три поклонницы актрисы наложили на себя руки, а писатель Лу Синь опубликовал в память о Жуань эссе под названием «Слухи - страшная вещь» - именно эти слова содержала в себе предсмертная записка актрисы.

Вот на описание примерно этих событий уходит добрая половина экранного времени. Вторая половина посвящена тому, как собственно Стэнли Кван и съемочная группа работали над биографией Жуань Линюй. Да, это не обычная биографическая картина, она еще немножко и документальная. Вообще кино о кино - это отдельная глава в мировом кинематографе, заслуживающая особого внимания. В "Центральной сцене" все еще намного сложней - по большому счету это фильм о том как снимали фильм о людях, снимавших фильмы в начале 20 века - во как! Получается, что события в фильме развиваются на нескольких уровнях, в нескольких реальностях - во-первых, те немые фильмы, в которых снималась Жуань Линюй (отрывки из них очень часто демонстрируются в "центральной сцене" - и они становились для актрисы тоже реальными - так она вживалась в роль); во-вторых, социально-историческая обстановка в Китае начала века (время в которое жила Жуань Линюй воссоздано с помощью работы художников и костюмеров просто идеально); в-третьих, вроде как "реальная" реальность - начало 90-х, Стэнли Кван снимает свой новый фильм, беседует с биографами Жуань Линюй, берет интервью у очевидцев событий, обсуждает с актерами их роли и проводит параллели между современностью и реалиями прошлого. Однако ни один из этих уровней не может рассматриваться как действительность. Создание этих надстроек - это прием с помощью которого Кван доносит до нас главную идею фильму: Все это часть художественного произведения, субъективная точка зрения автора, к реальности имеющая весьма опосредованное отношение, и неспособная в полной мере воссоздать жизнь человека и проникнуть в ее суть, как бы автор ни старался. И показано это на примере женщины (или скорее девушки - на момент смерти ей было всего 25), для которой мнение окружающих, их субъективные точки зрения стали определяющими. Все считали Жуань Линюй женщиной нового революционного типа, равной мужчине во всем, а на деле она оказалась слабой запутавшейся девочкой, ищущей любви и понимания - во всяком случае так это увидел я.

рецензии, Стэнли Кван, гонконгское кино, отсмотренное, драма, Мэгги Чеунг, Тони Люн Ка Фай

Previous post Next post
Up