Вторая часть рассказа
об авиакатастрофах, связанных с Иркутском. В нем речь пойдет о случаях, связанных с Городом падающих самолетов, но произошедших в других городах и регионах.
По десятилетиям:
50-е.
17.04.1950 года. Самолет ТС-62, рег.номер СССР-Л862, выполнявший рейс Иркутск - Якутск потерпел катастрофу в районе Витима. У самолета загорелся левый двигатель и он вошел в пикирование. На высоте 300-400 метров самолет был выведен в горизонтальный полет и совершил вынужденную посадку. Погибли 10 пассажиров. Выжили 4 члена экипажа и 6 пассажиров.
Авиапроисшествия 05.04.1952 года грузовой Ил-12 рег.номер СССР-Л1308 направлялся из Иркутска в Хабаровск. После дозаправки в Магдагачи самолет упал при наборе высоты. Все шесть членов экипажа погибли.
Авиапроисшествия Ил-12
27.05.1953 года. В Кемеровской области столкнулись два самолета Ли-2. Один, пассажирский рег.номер СССР-Л4534, под управлением КВС Станишевского выполнял рейс №18 Иркутск - Красноярск - Новосибирск. Другой, рег.номер СССР-А4031, специальной комплектации, направлялся на аэрофотосъемку. Погибли 20 человек в пассажирском, и 7 человек в Ли-2Т. Причиной стала грубейшая ошибка Станишевского, которого уже разжаловали из КВС в 1952 году, но в феврале 1953 года восстановили в должности. Он решил срезать маршрут и самовольно изменил эшелон, что привело к лобовому столкновению самолетов.
ВикиАвиапроисшествия Ли-2
04.11.1953 года. В результате ошибки при посадке в Магдагачи погибли все пять членов экипажа грузового самолета ИЛ-12 рег.номер СССР-Л1367. Выполнялся рейс Иркутск - Хабаровск с дозаправкой в Магдагачи.
Авиапроисшествия 28.10.1954 год. Вылетевший из Иркутска в Новосибирск самолет ИЛ-12 врезался в гору Сивуха в Красноярском крае. Погибли 6 членов экипажа и 13 пассажиров. В том числе 9 иностранцев
ВикиАвиабезопасностьАвиапроисшествия 15.09.1955 года грузовой ИЛ-12 рег.номер СССР-Л1359 направлявшийся в Иркутск попал в грозу и разрушился в воздухе в районе Канска. Погибли пять членов экипажа.
Авиапроисшествия Ил-12
07.08.1957 года. Рейс 554 Иркутск - Хабаровск выполнял Ил-12 рег.номер СССР-Л1828.. При промежуточной посадке в Магдагачи КВС нарушил технику пилотирования и пренебрег предложением второго пилота о заходе на второй круг. Самолет совершил жесткую посадку. КВС погиб, второй пилот получил тяжелые травмы. Остальные члены экипажа и 12 пассажиров не пострадали.
Авиапроисшествия 30.09.1957 года. ИЛ-12 рег.номер Л1389, следовавший рейсом №11 Москва - Хабаровск после вылета из Иркутска сбился с трассы при движении в Читу. После выработки топлива принял решение садиться ночью. Разбился в районе п. Акша Читинской области. Погибли 5 членов экипажа и 22 пассажира. Один пассажир остался жив. Виновными признаны диспетчерские службы Иркутска, Улан-Удэ и Читы.
Авиапроисшествия 15.08.1958 года. Рейс №4 Хабаровск - Иркутск, выполняемый самолетом ТУ-104 рег.номер СССР-Л5442 сорвался в неуправляемое падение при сильной турбулентности в сочетании с отказом двигателей и выпадением шасси. Данное происшествие вызвало изменение конструкции самолета. Погибли 10 членов экипажа и 54 пассажира.
Авиапроисшествия 17.10.1958 года. Рейс Пекин - Иркутск - Омск - Москва выполнял ТУ-104 рег.номер 42362. Вследствие недостатков конструкции самолет перешел в неуправляемое снижение и разбился в Чувашии. Погибли 9 членов экипажа и 71 пассажир. КВС Гарольд Кузнецов, несмотря на то, что самолет был обречен, четко передал информацию, что произошло с бортом. Это послужило отправной точкой для изменения конструкции самолета и, впоследствии, спасло жизнь многих людей.
ВикиАвиапроисшествия Ту-104
Две вышеописанные катастрофы ТУ-104 привели к изменению конструкции всех самолетов (изменена центровка, угол установки стабилизатора, доработан руль высоты) и изменению максимального летного эшелона для них.
60-е
09.12.1960 года. Из Москвы в Иркутск, с промежуточной посадкой в Новосибирске, перегонялся самолет Ил-28 для обучения курсантов училища ГВФ. Разбился в Новосибирске во время набора высоты. Погибли все три члена экипажа.
Авиапроисшествия 04.06.1961 года. ИЛ-14Г рег.номер СССР-61732 выполнял рейс Иркутск - Чита - Хабаровск. Резбился при подлете к Чите из-за преждевременного снижения самолета. Все пять членов экипажа погибли.
Авиапроисшествия 30.06.1962 года. Самолет ТУ-104А рег.номер СССР-42370 выполнял рейс Хабаровск - Москва. После дозаправки в Иркутске (фактически - в аэропорту Белая) самолет направился по маршруту в Омск. Самолет разбился восточнее села Вознесенка Березовского района Красноярского края. Официальная версия - сваливание при резком снижении высоты. Причиной резкого снижения называют пожар на борту, о котором говорят прижизненные ожоги и обгоревшая изнутри обшивка самолета. Неофициальная версия - в тот день в одной из военных частей проводились учебные стрельбы. Одна из ракет поразила самолет, вызвав катастрофу, повлекшую гибель 84 человек.
ВикиАвиабезопасностьАвиапроисшествия 07.12.1963 года. Разбился АН-12Б рег.номер СССР-11347, выполнявший полет Мирный - Иркутск. При наборе высоты после промежуточной посадки в Киренске самолет по неустановленной причине потерял управляемость и с отказом двигателей и переворотом через крыло упал в 750 метрах от ВПП на пригород города. Погибли все 6 членов экипажа. На земле жертв не было.
Авиапроисшествия 12.03.1967 года. Ил-14 рег.номер 61657 выполнял рейс Иркутск - Олекминск - Якутск. После вылета из Олекминска загорелся правый двигатель. Экипаж пошел на вынужденную ночную посадку на лес. Погибли все 4 члена экипажа и 11 пассажиров. 3 пассажира были ранены, еще двое не получили никаких повреждений.
Авиапроисшествия Ил-14
08.08.1968 года. АН-10 рег.номер CCCP-11172 был списан после жесткой посадки в Мирном. Дело в том, что за день до этого другой экипаж, выполнявший на этом самолете полет из Якутска в Иркутск не сообщил о жесткой посадке в Иркутск. В итоге, при выпуске шасси при посадке в Мирном отвалилась левая опора шасси. При посадке на правую опору самолет через некоторое время свалился влево и сошел с ВПП. Самолет восстановлению не подлежал. Жертв не было.
Авиапроисшествия 12.10.1969 года. Ан-10 рег. номер СССР-11169 совершал полет Иркутск - Мирный. В это время на ВПП проводили ремонт, о чем не предупредили экипаж. Полоса оказалась непригодной для приема самолета такого уровня. При посадке самолет выкатился за пределы ВПП и получил серьезные повреждения, из-за которых был списан. Погибших нет.
Авиапроисшествия АН-10
70-е.
04.05.1972 года. Самолет ЯК-40 рег.номер СССР-87778 выполнял рейс В-608 Иркутск - Братск. На борту находилось 14 пассажиров и 4 члена экипажа. При посадке самолет попал в нисходящий поток воздуха и задел верхушки деревьев. Упал в 1250 метрах от ВПП. Все 18 человек погибли.
ВикиАвиабезопасностьАвиапроисшествия ЯК-40
18.05.1973 года. Самолет ТУ-104А выполнял рейс 109 Москва - Челябинск - Новосибирск - Иркутск - Чита. При подлете к Чите была предпринята попытка захвата судна. Севший в Иркутске Чингис Юнус-оглы Рзаев потребовал изменить маршрут движения. Сопровождавший рейс милиционер Ёжиков убил его выстрелом из табельного оружия. Однако, Рзаев успел активировать взрывное устройство 5,5-6 кг тротила. На борту находилось 9 членов экипажа и 72 пассажира. Все погибли.
ВикиАвиапроисшествия Рассказ о терракте 20.07.1977 года. Самолет Ил-14 рег.номер 52096 выполнял рейс В-2 Витим - Иркутск. ВПП размокла от дождей, поэтому было принято решение взлетать по левой части полосы. При разгоне самолет уклонился влево, раздавил ограждающие конусы, затем задел деревянный столб, набрал высоту 14 метров и зацепил верхушки деревьев. Выжил один из пассажиров. Остальные 33 пассажира и 6 членов экипажа погибли.
Авиапроисшествия 80-е
18.09.1981 года. Рейс 652 Иркутск - Железногорск-Илимский выполнял самолет ЯК-40 рег.номер СССР-87455 разбился при посадке в пункте назначения в результате столкновения с вертолетом МИ-8 рег.номер CCCP-22268, выполнявшим тренировочный полет Причиной стали грубые нарушения допущенные диспетчером, допустившим их нахождение на одной высоте и недостаточная радоосмотрительность и пассивность в обеспечении безопасности полета со стороны экипажа МИ-8. Погибли все 33 человека на борту ЯК-40 и 7 человек в МИ-8.
ВикиАвиабезопасностьАвиапроисшествия 30.03.1983 года. Из Львова в Иркутск перегоняли новый, полученный с завода Ан-2 рег.номер СССР-71290. В районе города Татарск (Новосибирская область) в условиях плохой видимости он врезался в мачту ретранслятора телецентра необозначенную на карте. Погибли все 4 человека, находившиеся на борту.
Авиапроисшествия Ан-2
23.12.1984 года. ТУ-154Б-2 рег.номер СССР-85338 выполнял рейс 3519 Красноярск - Иркутск. На борту находилось 7 членов экипажа и 104 пассажира. После набора высоты в двигателе начался пожар. Причиной пожара оказались усталостные разрушения. Самолет упал в 3 км от ВПП и полностью разрушился. Выжил один из пассажиров - мужчина 27 лет.
ВикиАвиапроисшествия ТУ-154Б-2
90-е
10.12.1996 года. Ан-74 рег.номер RA-74037 выполнял рейс Мирный - Иркутск. При попытке взлета с неисправным реверсом двигателя самолет столкнулся с землей, выкатился за пределы ВПП и загорелся. Никто из 9 членов экипажа и трех пассажиров не пострадал.
Авиапроисшествия АН-74
Итак, господа аэрофобы, вы можете убедиться, что количество катастроф снижается, и это при возросшем в несколько раз количестве рейсов и перевозимых пассажиров.
Летать или не летать - это дело каждого. Я лично терпеть не могу самолеты, но 2-3 раза в месяц стабильно куда-нибудь да отправляюсь.
"Планирую жить вечно. Пока все идет нормально" (ц)