Современный эпос об известном выходце из Тувы, бывшем главе МЧС России, а ныне губернаторе Московской области Сергее Шойгу создан на его малой родине. Основой для произведения стали героические эпосы, тенгрианская философия древних тюрков и монголов, а также работы историков, поясняет его автор Айбек Соскал на
сайте Международного фонда исследования Тенгри, где и опубликован эпос. Героями повествования, помимо Шойгу, также стали волк Борис, «говорящий с Луной», и «бугатыри» Путтуг могэ Делегей ээзи и Дидим Анаа толдуг из рода Адыг, за которыми угадываются первый президент РФ Борис Ельцин, действующий глава государства Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев.
Публикация появилась 27 сентября на сайте Международного фонда исследования Тенгри - организации, которая изучает мировоззрение, культуру, цивилизационные концепты «кочевых» народов Евразии. В истории возникновения эпоса автор поясняет, что идея родилась после того, как он узнал, что его друзья с Чукотки создают эпос про своего бывшего губернатора Романа Абрамовича.
В предисловии автор отмечает, что эпическая традиция сложения героических сказов о современниках прервана, поэтому «очень трудно писать об их подвигах и делах, об окружении».
«В отличие от эпических героев прошлого, во-первых, мы С. К. Шойгу видим, во-вторых, слышим, в-третьих читаем, в-четвертых, можем потрогать и поговорить. Он - земной человек. В-пятых, он - действительно, герой тувинского и всех российских народов, и многих других стран, где его отряды спасали людей», - поясняет Айбек Соскал свое внимание к персоне Шойгу.
Текст эпоса - небольшой, занимает не более трех страниц. В повествовании рассказывается о рождении и жизни политика. «После девяти дней моления вождь спустился в долину и жена его после девяти лун родила сына крепкого, кучерявого, с носом как дикий лук, - так, к примеру, в произведении описывается появление на свет Сергея Шойгу (орфография и пунктуация авторские - прим. Тайги.инфо). - После Той предки дали ему прозвище „сергек“ (букв. „бодрый“). Он рос сильным, бодрым, шаловливым».
Далее сообщается, что Шойгу получил образование в «красной юрте», стал могучим, как бык, «строил в далеких землях заводы и дома», а однажды в образе орла улетел в Кремль. Уже в Кремле появляются еще три героя - Борис - «главный волк говорящий с Луной» и два «бугатыря», сделавшие Шойгу спасателем - в эпосе автор дает им свои имена, а в скобках, судя по всему, поясняет, кого он имеет в виду.
«Ноги одного из них как корни врастали в землю, сам же в седло коня. Крепко стоящего борца в народе прозвали „Путтуг могэ“ (Путин)
Влад еющий и мир ом (Делегей ээзи). Другого бугатура в народе звали Дидим (Дмитрий) Анаа толдуг (Анатольевич) из рода Адыг (медведь), потомок первочеловека», - пишет Айбек Соскал.
Завершается эпос вполне традиционно для народных сказаний: «Вот и эпосу конец, кто слушал меня, тот поймет, кто читал, запомнит. А кто газету купит и сохранит, и внукам расскажет, тот молодец. Наш герой еще много славных дел сотворит. И уста народа будут говорить, пером пропишут люди о нем».
(
отсель)