Тема эта всплыла как-то сама собой. Ещё в 2011 году мы с
karhu1977 опубликовали в альбоме «На Ленинград» пару фотографий моста через Нарову между Нарвой и Ивангородом, сделанных немцами в 1941 году.
В общем-то Ивангородом и Нарвой я никогда специально не занимался, но в рамках «архивной революции» (вернее, «
бундесархивной»), внезапно всплыли оцифрованные дела Рейхскомиссариата Остланд, в частности, картотека мостов (RW 41/83). Картотека охватывает только объекты в административных границах Рейхскомиссариата (т.е. на территории Латвии, Эстонии, небольших частей Литвы и Белоруссии), но в их число попали и мост через Нарову, и ещё три моста, находившиеся в межвоенный период на территории Эстонии.
Картотека содержит учетные карточки со сведениями о мостах (местонахождение, размеры, конструкция, допустимая нагрузка, время постройки, состояние) и во многих случаях также светокопии со схем мостов. Поскольку картотека составлялась в 1942 году, то для разрушенных и восстановленных немцами мостов на схемах присутствуют именно временные пролетные строения.
Мост через Нарову достаточно хорошо известен любителям истории, поскольку он неоднократно был описан в специальной литературе и попадал в объектив фотографа. Пятипролетный деревянный мост действительно был красив и производил впечатление.
К. К. Случевский. По Северо-Западу России. Т.2: По Западу России. СПб.: Издание А. Ф. Маркса, 1897.
Г. П. Передерий. Курс мостов. Ч.1: Мосты малых пролетов. М.-Л.: Госиздат, 1929.
В 1941 году при отступлении советских войск четыре из пяти пролетов моста были разрушены.
Фото ранее публиковалось в альбоме «На Ленинград».
К сожалению, в отличие от
железнодорожного моста через Нарову, этот мост немцам удалось восстановить быстро. Важность моста была настолько высокой, что вопрос об экстренной доставке гвоздей решался на уровне оберквартирмейстеров (начальников тыла) 18-й армии, группы армий «Север» и 1-го воздушного флота. В итоге, полторы тонны гвоздей были доставлены транспортным самолетом Ю-52 в Везенберг (Раквере), а оттуда попали на стройку.
Страница из журнала боевых действий оберквартирмейстера группы армий «Север» с записью о доставке гвоздей, Бундесархив, RH 19-III/776.
Восстановление моста, на опоре - кинооператор с камерой. Фото ранее публиковалось в альбоме «На Ленинград».
Восстановленный мост. Фото ранее не публиковалось.
Восстановленный мост. Фото ранее не публиковалось.
В составленной в 1942 году карточке и схеме отражена конструкция моста уже после восстановления, с одним старым пролетом и четырьмя пролетами немецкой постройки.
Учетная карточка и схема моста, Бундесархив, RW 41/83.
Кроме моста через Нарову, в картотеку попали три типовых каменных моста на шоссе Нарва - Кингисепп: через речки Орьевку (у деревни Заречье), Нотику и Каму.
Учетные карточки и схемы мостов, Бундесархив, RW 41/83.