По местам воинской славы прорыва блокады Ленинграда

Feb 02, 2009 21:32

По местам воинской славы прорыва блокады Ленинграда.

Получилась воскресная поездка по не самым известным мемориалам, посвященным боям под Ленинградом в 41-44 годах. Часть напишу от себя, часть - цитаты из других источников.Маршрут в одну сторону схематично получился такой:



Часть 1. Невская Дубровка

Населенный пункт находится в 40 км восточнее Петербурга на правом берегу Невы. Не доезжая несколько км до города, расположен мемориал «Невская Дубровка». Проехать - невозможно. Видно прямо с дороги.


В метрах 100 от дороги расположена металлическая конструкция, символизирующая церковь и гранитные камни со списками погибших, которых смогли опознать.


Отвоеванный у германских войск в сентябре 1941 года, плацдарм просуществовал 12 месяцев, с небольшим перерывом, до февраля 1943 года. За это время девять стрелковых дивизий, четыре отдельные бригады и более 140 других подразделений, приданных боевым частям, пытались отсюда вести активные наступательные действия.





Ни одна из попыток прорыва блокады с этого рубежа не увенчалась успехом. По признанию участников боев, «более трагичного, страшного и героического, чем этот «пятачок», они уже потом не видели». Официальные данные показывают, что его защитники ежедневно отражали по 12-16 атак противника. За сутки на них обрушивалось около 50 тысяч мин, снарядов и авиабомб. В начале 1960-х годов юные следопыты подняли один квадратный метр земли, в нем оказалось около 10 килограммов металла: осколки бомб, снарядов и 38 пуль.

Вид на мемориал с центра:


Конечно, без снега оно бы смотрелось совсем иначе…

Внутри конструкция напоминает нечто футуристическое:


Часть 2. Невская Дубровка. Город

Основной задачей было найти дорогу, начинающуюся где-то в Дубровке, и идущую по правому берегу Невы до Мурманского шоссе. Навернули пару кругов по городу, прежде чем нашли эту дорогу. Ну и заодно, естественно, пофотографировали.



Вид на левый берег Невы. Невский Пятачок. По центру виднеется памятник населенным пунктам, сгоревшим в пламени войны.



Тоже вид с той же точки на Невский пятачок, но чуть левее, т.е. выше по течению.
Через плацдарм на Неве прошли сотни тысяч воинов. К сожалению, перечислить их всех поименно невозможно ... Не удастся даже подробно рассказать о всех соединениях, сражавшихся на "пятачке....

На самом берегу Невы, практически в центральной части города, находится еще один мемориал:


Но прежде нельзя не сказать несколько слов о населенном пункте Невская Дубровка. Именно она являлась своего рода накопителем войск, стартовой площадкой, откуда велась постоянная подпитка плацдарма. Сюда с разных участков Ленинградского фронта стекались полки, бригады, дивизии.





Здесь на ничем не прикрытой прибрежной полосе, под непрерывным огневым воздействием вражеской авиации и артиллерии наспех сколачивались и формировались десантные батальоны и, невзирая на обстрелы, перебрасывались через кипящую от взрывов реку на "Невский пятачок". Единственная надежда десантников - ночь - выручала отнюдь не всегда.



Выполняя приказ командования Ленинградского фронта, 26 сентября 1942 г. дивизия из Невской Дубровки под бешеным огнем гитлеровцев форсировала Неву и возродила "Невский пятачок", за что была преобразована в гвардейскую. Отсюда 12 января 1943 г. в ходе операции "Искра" по прорыву блокады Ленинграда, атаковала врага, потеряв при этом 5314 человек.

Часть 3. Монумент «Крест из рельс»

От Невской Дубровки, параллельно железной дороге, идет лесная дорожка. Обязательный атрибут экипировки - защита картера или внедорожник. Потому как весной и осенью там будет грязь, особенно в низинах, зимой - снег и колея. У меня небыло ни того, ни другого.


Идеальный вариант - бесснежная зима или с небольшим слоем снега. Однако в нашу поездку так не случилось. Первые 4 км дороги проезжаются довольно легко, колея есть, но терпимая, если аккуратно ехать.
Встретили рассадник сосен:


Необычный памятник расположен как раз в 4 км от Дубровки:


Около железнодорожной платформы 'Теплобетонная', в 3-х км от Невской Дубровки находится памятник погибшим в Великую Отечественную войну - необычный крест из рельс, высотой около 5м, вес - несколько тонн

В округе расположено несколько надгробий с такими вот табличками:


А вот шокирующие факты:
…бывшие солдаты I дивизии НКВД, которая стояла в этом месте зимой сорок первого. Заградительный отряд. И вот что они рассказали. Обычно на ту сторону отправляли штрафников. Построят роту (а они полуголодные, вооружены плохо) и дают вводную: "Товарищи, ваша задача расширить плацдарм на той стороне Невы. Зацепитесь - тогда все вы реабилитированы. Все вам прощается. Вперед! Ура!" И вот бегут на тот берег. А немец не торопится. У него дзоты, окопы, берег водой полит, все пристреляно. Чего зря боеприпасы расходовать? Перебегают наши реку, карабкаются, скользят, падают. И тут их начинали не спеша, методично расстреливать. Кто-то не выдерживал, поворачивал назад. А там свои "встречали" заградительным огнем.

Оказывается, на этом месте расположена могила пограничника Гарькавого:


Там же остатки боевой огневой точки:


Часть 4. выезжаем на шоссе

Далее нам предстояло попасть на другой берег Невы, т.е. путь наш лежал в сторону Мурманского шоссе. Но неужели мы будем возвращаться обратно, когда можно проехать всего 6 км по этой же лесной дороге и оказаться на шоссе? Естественно едем дальше.
Дорога, прям скажем, испортилась. Не везде, но частенько.


По бокам - сугробы. По центру - гора льда. У меня нижняя точка машины - не картер двигателя, а красная растяжка. Больше всего боялся за нее, т.к. в теории, при ее наскоке на препятствие, она может потянуть за собой лонжероны в местах крепления рычагов.
Как ни старался ехать сверху, не проваливаясь в колею, один раз все-таки свалился туда. Скорость была маленькая, но растяжкой этой по льду похрустел метр-другой, грязь с нее содрал.


Вспомнилась пословица - «Чем круче джип,…. »
А в целом эти 10 км не застрял и более того, даже и не пытался буксовать на месте. На зимней нешиповке. Только после подъема на Мурманку, пропуская поток, остановился как раз на льду, еще и в горочку, да еще и на резком повороте. Пришлось с ручника трогаться, иначе - ни в какую.
Итог такой - собираюсь на рынок за защитой картера. Хочется спокойно ездить по таким дорогам, а не дергаться. Если ехать только к монументу «Крест из рельс», то лучше это делать со стороны Невской Дубровки.

Часть 5. Чертов Мост. Деревня Гайтолово, Гонтовая Липка

Начну сразу с цитаты:
870 дней и ночей в Приладожье не утихали гром артиллерийских орудий и разрывы снарядов. Были стерты с лица земли населенные пункты, разрушены промышленные предприятия. До нашего времени во многих поселках и деревнях не возобновлялась жизнь. Здесь и сегодня видны следы войны. И теперь время от времени погибают люди от снарядов и мин, притаившихся в земле.

Если ехать по трассе Кировск-Мга, в 15 км от Кировска будет непреметный поворот налево.


Он обозначен табличкой


это поворот на бывшую дорогу Кейколово - Путилово.


Бывшая дорога Келколово-Путилово вдоль высоковольтной линии - до войны одноколейная проселочная дорога - единственная артерия, обеспечивавшая в Синявинской операции 1942 года возможность соединения войск, прорывавшихся через речку Черную в район севернее Мги.

Двигаясь по дороге, доезжаем до речки Черной.


После войны, на пересечении дороги и реки был построен мост:


Справа стоит столб с указателями. К сожалению забыл его сфоткать с близкого расстояния, есть только видео. Картинку сделал, но качество плохое:


И табличка:


Перед мостом - табличка с названием времен войны: «Чертов мост», а также- реставрированный указатель- такими в военное время указывали направление на расположение воинских частей, по фамилиям командиров (из соображений секретности): столб со стрелками: «хозяйство Корепина», «Хозяйство Рогожина», и т.д.

Дальше в сторону Путилово не поехали, т.к. начинало темнеть и уже хотелось домой. На выезде с грунтовки заметили непонятный памятник. Вышел, сфотографировал:




Поисковый отряд из Казахстана работал на раскопках в местах прорыва блокады Ленинграда и на свои средства установил этот памятник своим землякам, погибшим в боях.

Обратно дорога без сюрпризов - через Кировск по Мурманке и домой. Люблю ездить в снег, когда он не липнет на стекло, а пролетает мимо. Через час после «Чертова моста» были дома. Довольные, но уставшие.

Вечная память воинам, бившимся за нас насмерть в этих местах!Вечная память воинам, бившимся за нас насмерть в этих местах!
Previous post
Up