«Цирк Вахмистрова»

Mar 04, 2017 16:15

Оригинал взят у logik_logik в «Цирк Вахмистрова»
«Цирк Вахмистрова»



26 июля 1941 года в небе над румынским портом Констанца появились четыре советских истребителя И-16. Они сделали над портом пару виражей и с пикирования отбомбились по нефтехранилищу, расположенному здесь же.
После проведения атаки истребители спокойно ушли в сторону Одессы - зенитчики «проснулись» только после разрыва бомб. 10 и 13 августа «Ишачки» значительно повредили мост через Дунай, по которому проходил нефтепровод Плоешти-Констанца - полностью обрушился один из его пролетов. На первый взгляд, обычная боевая работа в условиях нехватки материальной части, когда бомбить посылают истребители. Однако не все было так просто, достаточно взглянуть на расположение фронта в те дни. Между румынскими объектами и ближайшими к ним советскими аэродромами лежало расстояние, значительно превышающее радиус действия И-16. Тем не менее, эти самолеты не только добирались до цели, но и привозили по две 250-килограммовые бомбы. Правда, добирались они не самостоятельно.

Начало тридцатых. Неуклюжие медленные бомбовозы ощетинились пулеметами. Но наиболее дальновидные авиаконструкторы понимают, что оборонительное пулеметное вооружение от перехватчиков противника не спасет - тем более, что и скорострельных авиационных пулеметов пока еще не изобрели. Между тем военные бредят дальними рейдами бомбардировочных эскадр далеко в тыл противника, куда истребительное прикрытие не долетит - горючего не хватит. Выхода не видно, если мыслить традиционно. И вот советскому военному инженеру Владимиру Вахмистрову приходит в голову небанальная идея…
Инженер НИИ ВВС В.С. Вахмистров предложил новый вариант обеспечения бомбардировщиков прикрытием. По его проекту «Звено» специально оборудованный бомбардировщик должен был в буквальном смысле везти на себе истребители. Для этого он оборудовался специальными рамами крепления и оборудованием для соединения топливных систем носителя и истребителей. В таком случае связка самолетов хоть и имела больший взлетный вес и сопротивление, но компенсировала все это тягой двигателей пристыкованных истребителей.

Практическая работа над «Звеном» началась во второй половине 1931 года. В качестве самолета-авиаматки для первых опытов выбрали бомбардировщик ТБ-1, в качестве «детей» - истребители И-4. В мастерских НИИ ВВС на ТБ-1 усилили шасси с учетом возросших нагрузок, усилили набор крыла и установили на нем конструкции для крепления истребителей. Это были две фермы в форме пирамиды для удержания хвоста и замки для основных стоек шасси. По инструкции сначала летчик-истребитель должен был открыть задний замок, выровнять самолет и только потом экипаж носителя «отпускал» основные стойки шасси.


Опробовали в воздухе первую версию звена в последний день 31-го года. Самолетом-носителем управляли А.И. Залевский и А.Р. Шарапов, также на ТБ-1 летел сам Вахмистров. В кабинах истребителей были А.Ф. Анисимов и В.П. Чкалов. Разбег, отрыв и набор высоты прошли штатно, без каких-либо проблем. «Звено» поднялось на тысячу метров и набрало скорость 160 км/ч по прибору. Летчикам-истребителям дали команду на отцеп. Экипаж носителя что-то перепутал и передние замки И-4 Чкалова оказались открыты раньше заднего. Самолет, «привязанный» за костыль начал угрожающе задирать нос. Еще чуть-чуть и он сделает кувырок через хвост, ударит по плоскости носителя и развалится сам. Но Чкалов успел отдать ручку от себя и открыть задний замок. Если не считать предотвращенной аварии, отсоединение прошло как надо. В то же время, второй И-4 все еще оставался на носителе. Однако управляемость всей связки почти не изменилась. Анисимов открыл задний замок, а потом его «отпустили» с носителя. Все три самолета благополучно сели, и Вахмистров занялся замками. В обновленной версии «Звена» летчики-истребители сами открывали хвостовой замок, а затем должны были выдерживать свой самолет горизонтально. После этого надо было взять ручку на себя, и истребитель самостоятельно сходил с креплений. Такая система оказалась гораздо удобнее и надежнее старой. Тем не менее, и с ней не обошлось без проблем. Во время одного из полетов при отцепке истребителя под управлением В.К. Коккинаки оборвался трос хвостового замка. Последствия могли быть любыми, поэтому командир ТБ-1 П.М. Стефановский принял решение сажать «Звено» в полном составе, что не было предусмотрено инструкцией. Посадка прошла без особых проблем, но второй истребитель (летчик И.Ф. Груздь) из-за открытого заднего замка чуть не свалился с крыла.
«Звено-1» в составе носителя ТБ-1 и двух «пристяжных» И-4 было рекомендовано к принятию на вооружение.Но к моменту окончания его испытаний оба типа самолетов уже были устаревшими. Были попытки замены И-4 на И-5 («Звено-1А»), однако и они оказались бесперспективными.

Поэтому в 1938 г. В.С.Вахмистров предложил использовать И-16 в составе «звена» в качестве пикирующих бомбардировщиков. Под крыло каждого истребителя подвешивалось по две бомбы ФАБ-250. При подходе к цели подавался сигнал к отцеплению специальным световым табло на нижней поверхности крыла носителя и сиреной. Истребители отделялись от ТБ-3, производили бомбометание. На аэродром возвращались «своим ходом», подцепка в воздухе не предусматривалась. Для повышения скоростных характеристик носителя предполагалась работа моторов И-16 в полете. Чтобы радиус действия не снижался, спроектировали специальную систему питания моторов истребителей от самолета-носителя: крайние крыльевые баки ТБ-3 емкостью 600 литров заполнялись бензином Б-3, который по системе трубопроводов и шлангов шел к моторам И-16. Двигатели М-34 самолета ТБ-3 работали на бензине марки Б-2. Максимальная дальность полета такого «звена» достигала 2500 км. Вся эта система называлась «составным пикирующим бомбардировщиком» (СПБ).
Летом 1938 г. СПБ прошел испытания и был принят на вооружение. Заказали по 20 самолетов-носителей для ВВС РККА и ВВС Военно-Морского флота. Немедленного развертывания серийного производства СПБ не получилось: полного комплекта чертежей установки у Вахмистрова (КБ-29) тогда не было, многие усовершенствования во время испытаний делались «по месту». В 1939 г. заказ сократили до 12 машин. В 1939 г., после разработки ряда проектов, а затем и постройки специализированных пикирующих бомбардировщиков интерес к СПБ у ВВС снизился, так как на расстояние до 2500 км до цели можно было доставить только 1000 кг бомб.Слабым местом системы «звено» являлся носитель ТБ-3 - устаревшая и изношенная машина с низкими летно-тактическими характеристиками. В связи с развертыванием серийного производства новых четырехмоторных бомбардировщиков В.М.Петлякова ТБ-7 (Пе-8), возникла идея использовать этот самолет в качестве носителя. В декабре 1940 г. штаб авиации ВМФ разработал оперативно-тактическое обоснование применения комплексных звеньев ТБ-7 с двумя И-16.


При этом предполагалось, что в случае применения звена ТБ7-2И16 для охраны флота И-16 будет иметь 10 минут для ведения боя, продолжительность нахождения И-16 на носителе до отцепления в районе действия (т.е. на расстоянии 300 км от базы) составит 3,5 часов, а общая продолжительность полета ТБ-7 - 6,3 часа [127].

В общей сложности было изготовлено шесть экземпляров «Звена-СПБ»; все они поступили на вооружение базировавшейся в Евпатории 2-й особой эскадрильи 32-го ИАП 62-й авиационной бригады ВВС Черноморского флота. Летчики эскадрильи интенсивно осваивали новую систему и отрабатывали пикирующие удары по боевым кораблям. В январе 1941 г. командующий ВМФ, считавший эскадрилью всего лишь «цирком Шубикова» (по имени командира эскадрильи), приказал демонтировать с самолетов все специальное оборудование. К счастью до лета 1941 г. приказ выполнить не успели, а летом началась война.

Из-за незначительного числа выпущенных бомбардировщиков ТБ-7 и большой потребности в них, ВВС отказались передать флоту даже несколько машин. Переписка и согласование спорных вопросов заняли довольно много времени и к началу Великой Отечественной войны к взаимному соглашению прийти не удалось.

22 июля 1941 г. Штаб ВВС ВМФ известил командующего ВВС Черноморского флота генерал-майора авиации Русакова:

«Народный Комиссар Военно-Морского Флота Адмирал Кузнецов разрешил использование звена СПБ инженера Вахмистрова.
Для технического руководства монтажом установок на самолетах ТБЗ и И-16 командирую инженера завода № 51 тов. Вахмистрова.
Помимо этого задания на тов. Вахмистрова возлагается руководство эксплуатацией звена СПБ в первое время до освоения оборудования летно-техническим составом части» [128].

Вахмистров, прибыв на Черноморский флот, занялся не только монтажом установок СПБ, но и некоторыми усовершенствованиями боевой техники.

17 августа шесть И-16 уничтожили сухой док в Констанце. В конце месяца маленькие пикирующие бомбардировщики переключились на нанесение ударов по переправам через Днепр. 28 августа две авиаматки взлетели с евпаторийского аэродрома и взяли курс на Запорожье. В 30 км от города от носителей отцепились пикировщики. Самолеты нанесли внезапный удар и уничтожили переправу через Днепр в районе Берислава. Один И-16 был сбит. Налет повторили на следующий день.

После бомбежки четверка И-16 вступила в воздушный бой с мессершмиттами, сбив два Bf.109. Дальнейшее использование «Звеньев» прекратили из-за повышенного риска таких рейдов в условиях полного господства в воздухе авиации противника. В конце сентября немецкие войска вырвались на просторы Северного Крыма. Все имевшиеся в наличии самолеты авиации Черноморского флота были перенацелены на нанесение ударов по наступающим механизированным колоннам противника.

«Звенья-СПБ» использовались в своей оригинальной конфигурации с подвешенными И-16СПБ все реже и реже. Последние боевые вылеты состоялись, видимо, в 1942 г. «Звенья» совершили в общей сложности не менее 30 боевых вылетов, причем результативность оказалась исключительно высокой, даже не сравнимой с результативностью действий обычной бомбардировочной авиации ВВС РККА.
Previous post Next post
Up