Книга пророка Исайи гл. 28
14Итак слушайте слово Господне, хульники, правители народа сего, который в Иерусалиме.
15Так как вы говорите: "мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас,- потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя".
16Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень,- камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится.
17И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства.
18И союз ваш со смертью рушится, и договор ваш с преисподнею не устоит. Когда пойдет всепоражающий бич, вы будете попраны.
19Как скоро он пойдет, схватит вас; ходить же будет каждое утро, день и ночь, и один слух о нем будет внушать ужас.
20Слишком коротка будет постель, чтобы протянуться; слишком узко и одеяло, чтобы завернуться в него.
21Ибо восстанет Господь, как на горе Перациме; разгневается, как на долине Гаваонской, чтобы сделать дело Свое, необычайное дело, и совершить действие Свое, чудное Свое действие.
22Итак не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче; ибо я слышал от Господа, Бога Саваофа, что истребление определено для всей земли.
Книга Бытия гл. 10 - 11
32Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах их. От них распространились народы на земле после потопа.
Глава 11.
1На всей земле был один язык и одно наречие.
2Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.
3И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.
4И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
5И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.
6И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; 7сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.
8И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню].
9Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.
Книга Притчей гл. 13
20Желание исполнившееся - приятно для души; но несносно для глупых уклоняться от зла.
21Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится.
22Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром.
23Добрый оставляет наследство и внукам, а богатство грешника сберегается для праведного.
24Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка.
25Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.
26Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение.
Глава 14.
1Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.
2Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем.
3В устах глупого - бич гордости; уста же мудрых охраняют их.
4Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов.
5Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи.
6Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко.
7 добродетелей высокоэффективных людей.
Стивен Р. Кови
ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЧНОЙ МИССИИ
Наиболее эффективный из известных мне способов начать, представляя конечную цель,
заключается в разработке положений личной миссии, или личной философии, или кредо.
Этот способ фокусируется на том, каким вы хотите быть (характер) и что вы хотите делать
(вклады и достижения), а также на ценностях и принципах, которые заложены в основу
бытия и делания.
Поскольку каждый человек уникален, положения личной миссии будут отражать эту
уникальность как по форме, так и по содержанию. Мой друг Ролф Керр выразил свое личное
кредо таким образом:
"Прежде всего стремиться к успеху в домашних делах. Искать Божьей помощи и
быть достойным ее. Никаких компромиссов с честностью. Помнить о людях, которые
рядом. Выносить суждение, только выслушав обе стороны. Прислушиваться к советам
других Заступаться за отсутствующих Быть искренним и вместе с тем решительным.
Каждый год развивать у себя новую способность. Планировать завтрашний день
сегодня Ожидая, не сидеть без дела. Поддерживать в себе позитивную установку.
Сохранять чувство юмора.
Поддерживать порядок в личной жизни и на работе. Не бояться ошибок - бояться
только отсутствия творческой, конструктивной и корректирующей реакции на эти
ошибки.
Способствовать успеху подчиненных. Слушать вдвое дольше, чем говорить.
Концентрировать все свои способности и усилия на выполняемой задаче, не беспокоясь
о следующей или о продвижении по службе".
Женщина, стремящаяся сбалансировать семенные и профессиональные ценности,
выразила свою личную миссию иначе:
"Я буду стараться поддерживать баланс между своими семейными и служебными
обязанностями, так как для меня важно и то, и другое.
Мой дом будет местом, где я и моя семья, наши друзья и гости найдут радость,
уют, покой и счастье. Я не буду перегибать палку, заботясь о чистоте и порядке, так как
дом, кроме этого, должен быть обжитым и удобным. Я буду проявлять мудрость в
выборе того, что мы будем есть, читать, смотреть и делать дома. В особенности я хочу
научить моих детей любить, учиться и смеяться, а также работать и развивать свои
таланты. Я высоко ценю права, свободы и ответственность, дарованные нашим
демократическим обществом. Я буду заинтересованным и информированным
гражданином, участвующим в политической жизни, чтобы мое мнение было услышано
и мой голос был подсчитан. Я буду проявлять инициативу, необходимую для
реализации своих жизненных целей. Я не буду подпадать под влияние, а сама буду
влиять на ситуации и обстоятельства.
Я буду всегда стараться удерживать себя от пагубных и разрушительных
привычек. Я буду развивать в себе такие навыки, которые освободят меня от старых
ярлыков и ограничений и расширят мои возможности. Мои деньги будут служить мне,
а не господствовать надо мной. Я буду стремиться к достижению финансовой
независимости. Я буду подчинять свои желания своим потребностям и возможностям.
За исключением долгосрочных займов для приобретения дома или автомобиля, я буду
стараться избегать покупок в кредит. Я буду тратить меньше, чем зарабатываю, и
регулярно откладывать или инвестировать часть своего дохода.
Более того, я буду использовать свои деньги и способности на то, чтобы своим
служением и благотворительностью сделать жизнь других людей более приятной".
Вы могли бы назвать положения личной миссии своей личной конституцией. Ваша
конституция в основе своей должна быть неизменна, подобно Конституции Соединенных
Штатов, в которую более чем за двести лет было внесено лишь двадцать шесть поправок,
десять из которых содержались уже в изначальном тексте Билля о Правах.
Конституция Соединенных Штатов является эталоном, которым проверяется каждый
закон в стране. Это тот документ, который клянется защищать и поддерживать президент
страны, присягая на верность отечеству. Это тот критерий, соответствуя которому можно
стать гражданином США. Это те основа и опора, которые дали народу силы пережить такие
суровые испытания, как Гражданская война, Вьетнам и Уотергейт. Это - писаный стандарт,
ключевой критерий, по которому оценивается и на который ориентируется все остальное.
Эта Конституция по сей день живет и выполняет свои важные функции потому, что она
основана на верных принципах и очевидных истинах, содержащихся в Декларации
Независимости. Эти принципы наделяют Конституцию силой, неподвластной ни времени, ни
социальным смутам и переменам. "Гарантии нашей безопасности, - говорил Томас
Джефферсон19, - в обладании писаной Конституцией".
Положения личной миссии, основанные на верных принципах, становятся подобным
стандартом для человека. Они становятся личной конституцией, основой для принятия
главных, направляющих жизненных решений, основой для принятия повседневных решений
в круговороте обстоятельств и эмоций, влияющих на нашу жизнь. Они наделяют людей
такой же силой, неподвластной времени, переменам и потрясениям.
Люди не могут жить в условиях перемен, не имея внутри себя неподвластного
изменениям ядра. Залог способности к изменению - это неизменное представление о том,
кто вы, что вы из себя представляете и каковы ваши ценности.
19 Джефферсон, Томас (1743-1826), американский просветитель и идеолог, автор проекта
Декларации Независимости США. (Прим. перев.)
Опираясь на положения личной миссии, мы можем жить среди перемен. Нам не нужны
предубеждения и предрассудки. Нам не нужно, ради того чтобы приспособиться к
действительности, все досконально высчитывать, раскладывать по полочкам и приводить к
общему знаменателю.
Наше персональное окружение тоже меняется со все возрастающей скоростью. Этот
бурный поток перемен сбивает с ног многих людей, неспособных справиться с
происходящим и взять штурвал управления жизнью в свои руки. Такие люди становятся
реактивными и, фактически, сдаются, в надежде на то, что ничего плохого с ними не
случится.
Но это не значит, что все так и будет. В нацистских лагерях смерти, где Виктор Франкл
постиг принцип проактивности, он постиг также важность цели и смысла в жизни. Суть
"логотерапии" - философии, которую он позже развил и преподавал, состоит в том, что
многие из так называемых психических и нервных заболеваний на самом деле являются
симптомами подсознательного ощущения бессмысленности и пустоты. Логотерапия
устраняет эту пустоту, помогая человеку определить свое уникальное предназначение, свою
жизненную миссию.
Осознав однажды свою миссию, вы обретаете основу для своей проактивности. У вас
есть видение и ценности, которые направляют вашу жизнь. У вас есть главное направление,
в соответствии с которым вы ставите перед собой долгосрочные и краткосрочные цели. Вы
обладаете силой писаной конституции, которая основана на верных принципах и по которой
вы можете эффективно выверять, каждое свое решение, касающееся наиболее эффективного
использования своего времени, своих способностей и энергии.
О памяти смертной. Антоний Сурожский
Смерть
Меня просили сказать нечто о смерти - о подготовке к ней и о том, как можно думать о смерти и встречать ее. В завершение я хотел бы поговорить о некоторых обрядах Православной Церкви, связанных со смертью, о том, что происходит с телом усопшего и как мы относимся к этому телу, которое было проводником всего, что делала душа.
Память смертная
Для начала я хотел бы попытаться рассеять отношение к смерти, которое выработалось у современного человека: страх, отвержение, чувство, будто смерть - худшее, что может с нами произойти, и надо всеми силами стремиться выжить, даже если выживание очень мало напоминает настоящую жизнь.
В древности, когда христиане были ближе и к своим языческим корням, и к волнующему, потрясающему опыту обращения, к откровению во Христе и через Него Живого Бога, о смерти говорили как о рождении в вечную жизнь. Смерть воспринималась не как конец, не как окончательное поражение, а как начало. Жизнь рассматривалась как путь к вечности, войти в которую можно было открывшимися вратами смерти. Вот почему древние христиане так часто напоминали друг другу о смерти словами: имей память смертную, вот почему в молитвах, которые, как драгоценное наследие, передал нам Иоанн Златоустый, есть строки, где мы просим Бога дать нам память смертную. Когда современный человек слышит подобное, он обычно реагирует неприятием, отвращением. Означают ли эти слова, что мы должны помнить: смерть, точно дамоклов меч, висит над нами на волоске, праздник жизни может трагически, жестоко окончиться в любой момент? Являются ли они напоминанием при всякой встречающейся нам радости, что она непременно пройдет? Значат ли они, что мы стремимся омрачить свет каждого дня страхом грядущей смерти?
Не таково было ощущение христиан в древности. Они воспринимали смерть как решающий момент, когда окончится время делания на земле, и, значит, надо торопиться; надо спешить совершить на земле все, что в наших силах. А целью жизни, особенно в понимании духовных наставников, было - стать той подлинной личностью, какой мы были задуманы Богом, в меру сил приблизиться к тому, что апостол Павел называет полнотой роста Христова, стать - возможно совершеннее - неискаженным образом Божиим.
Апостол Павел в одном из Посланий говорит, что мы должны дорожить временем, потому что дни лукавы. И действительно, разве не обманывает нас время? Разве не проводим мы дни своей жизни так, будто наскоро, небрежно пишем черновик жизни, который когда-то перепишем начисто; будто мы только собираемся строить, только копим все то, что позднее составит красоту, гармонию и смысл? Мы живем так из года в год, не делая в полноте, до конца, в совершенстве то, что могли бы сделать, потому что "еще есть время": это мы докончим позднее; это можно сделать потом; когда-нибудь мы напишем чистовик. Годы проходят, мы ничего не делаем, - не только потому, что приходит смерть и пожинает нас, но и потому, что на каждом этапе жизни мы становимся неспособными к тому, что могли сделать прежде. В зрелые годы мы не можем осуществить прекрасную и полную содержания юность, и в старости мы не можем явить Богу и миру то, чем мы могли быть в годы зрелости. Есть время для всякой вещи, но когда время ушло, какие-то вещи уже осуществить невозможно.
Я не раз цитировал слова Виктора Гюго, который говорит, что есть огонь в глазах юноши и должен быть свет в глазах старика. Яркое горение затухает, наступает время светить, но когда настало время быть светом, уже невозможно сделать то, что могло быть сделано в дни горения. Дни лукавы, время обманчиво. И когда говорится, что мы должны помнить смерть, это говорится не для того, чтобы мы боялись жизни; это говорится для того, чтобы мы жили со всей напряженностью, какая могла бы у нас быть, если бы мы сознавали, что каждый миг - единственный для нас, и каждый момент, каждый миг нашей жизни должен быть совершенным, должен быть не спадом, а вершиной волны, не поражением, а победой. И когда я говорю о поражении и о победе, я не имею в виду внешний успех или его отсутствие. Я имею в виду внутреннее становление, возрастание: способность быть в совершенстве и в полноте всем, что мы есть в данный момент.
Ценность времени
Подумайте, каков был бы каждый момент нашей жизни, если бы мы знали, что он может стать последним, что этот момент нам дан, чтобы достичь какого-то совершенства, что слова, которые мы произносим - последние наши слова, и поэтому должны выражать всю красоту, всю мудрость, все знание, но также и в первую очередь - всю любовь, которой мы научились в течение своей жизни, коротка ли она была или длинна. Как бы мы поступали в наших взаимных отношениях, если бы настоящий миг был единственным в нашем распоряжении и если бы этот миг должен был выразить, воплотить всю нашу любовь и заботу? Мы жили бы с напряженностью и с глубиной, иначе нам недоступными. И мы редко сознаем, что такое настоящий миг. Мы переходим из прошлого в будущее и не переживаем реально и в полноте настоящий момент.
Достоевский в дневнике рассказывает о том, что случилось с ним, когда, приговоренный к смерти, он стоял перед казнью, - как он стоял и смотрел вокруг себя. Как великолепен был свет, и как чудесен воздух, которым он дышал, и как прекрасен мир вокруг, как драгоценен каждый миг, пока он был еще жив, хотя на грани смерти. О, - сказал он в тот миг, - если бы мне даровали жизнь, ни одно мгновение ее я не потерял бы... Жизнь была дарована, - и сколько ее было растеряно!
Если бы мы сознавали это, как бы мы относились друг ко другу, да и к себе самим? Если бы я знал, если бы вы знали, что человек, с которым вы разговариваете, может вот-вот умереть, и что звук вашего голоса, содержание ваших слов, ваши движения, ваше отношение к нему, ваши намерения станут последним, что он воспримет и унесет в вечность - как внимательно, как заботливо, с какой любовью мы бы поступали!.. Опыт показывает, что перед лицом смерти стирается всякая обида, горечь, взаимное отвержение. Смерть слишком велика рядом с тем, что должно бы быть ничтожно даже в масштабе временной жизни.
Таким образом, смерть, мысль о ней, память о ней - как бы единственное, что придает жизни высший смысл. Жить в уровень требований смерти означает жить так, чтобы смерть могла прийти в любой момент и встретить нас на гребне волны, а не на ее спаде, так, чтобы наши последние слова не были пустыми и наше последнее движение не было легкомысленным жестом. Те из нас, кому случилось жить какое-то время с умирающим человеком, с человеком, который осознавал, как и мы, приближение смерти, вероятно, поняли, что присутствие смерти может означать для взаимных отношений. Оно означает, что каждое слово должно содержать все благоговение, всю красоту, всю гармонию и любовь, которые как бы спали в этих отношениях. Оно означает, что нет ничего слишком мелкого, потому что все, как бы ни было оно мало, может быть выражением любви или ее отрицанием.