Часто слышу выражение выражение: «культурный шок». Подразумеваться под этим может всё что угодно. Например: шокирован культурный человек или в состоянии шока человек ведёт себя культурно, или шок вызван различиями культур. Был у меня один случай подпадающей под любое из этих определений.
Прибыли мы в учебный центр. Мы - это команда призывников человек под сто. От призывного пункта до ворот части прошло уже недели две. Похоже это было то ли на турпоездку с классом, то ли на этапирование заключённых. Наверное, то и другое в некоторой пропорции. Но культурного шока это не вызвало.
По прибытии всё было в новинку, но по прежнему не шокировало. Баня. Сначала бойцы музвзвода, полкового оркестра если хотите, стригли нас ручными машинками. Тяжёленькие такие, хромированные. Машинки, не оркестранты, конечно. Справились быстро, хоть и не сказать чтоб качественно и безболезненно. Затем каждому дали мешок, куда нужно было сложить всё что есть, от фуфайки - это то что нынче зовут ватником, до трусов-носков, а потом...
Вы «Танец с саблями» Хачатуряна слышали? Дальше было именно так. Бегу, в руки сунули осьмушку мыла «Дельфин». Это мыло явно делалось для ВМФ - в пресной с красноватым торфяным оттенком воде оно не пенилось, только стало очень скользким. В моечном отделении, пока гремели шайками и крутили краны, уже команда: «Закончить помывку, на выход марш!».
Выскочил, местами мокрый, местами намыленный. В руках появился тугой свёрточек - трусы и майка закатанные в вафельное полотенце. В спину толкают - оказался перед прапорщиком. Прапор, намётанным взглядом, в долю секунды обмерил мой «суповой набор» в «гусиной коже», не оборачиваясь взял из нужной стопки х/б и швырнул мне в руки. И, что интересно, размер угадал в точности.
Дали время кое-как это напялить и следующий вопрос:
-Размер обуви?
-Чей?
-Твой!
- Сорок три
Толчок в грудь, плюхаюсь задницей на скамейку. Двое одновременно хватают за ноги и задрав кверху наворачивают портянки, третий уже принёс сапоги. Насунули, рывком поставили на ноги.
-Нормально?
-Нормально.
Бечевку, чем сапоги стреножены, чик и рысью, не задерживай. Стол со стопками пилоток - изображаю манекен - боец с вдохновением на лице подбирает на меня пилотку. Другой, стоящий рядом, суёт мне в одну руку звёздочку и две петлички, в другую два ремня.
«На выход марш!» и «В две шеренги становись!». Построились кое-как. Друг друга не узнаём, знакомимся заново. И тут перед строем не спеша, вразвалочку выходит сержант, казах. Остановился, х/б под ремнём в складку согнал, паузу выдержал и начал орать МАТОМ.
Вот тут то и случился у меня культурный шок. Только мысль в башке звенит: что мы такого сделали чтоб нас ТАК ругать? Нет, с этим разделом родного языка я был знаком, и даже владел достаточно уверенно, фонетика там, синтаксис. Но чтоб вот так, в полный голос в людном месте... Это было, мягко говоря, не принято. В конце концов, «Сектор газа» тогда находился ещё в начале творческого пути и известен был в узких кругах.
Сержант не метался вдоль строя, истерично брызжа слюной в лицо каждому курсанту, как это обычно показывают в американских фильмах про ихнюю армию. Товарищ сержант стоял перед строем, так чтоб видеть всех и все видели его, и поставленным командным голосом просто доводил нам распорядок дня.