На прошлой неделе побывала на премьере. Режиссер Геликон оперы Дм.Бертман поставил "Un ballo in mashera". Скажу сразу, что Загоринская и Ксения Вязникова были великолепны. Дирижер -итальянец забавен. Кстати, как оказалось, он приходится праправнуком Дж. Верди. Но хотелось бы сказать несколько слов о другом.
Известно, что эту оперу Верди с самого начала ждала нелегкая судьба. Композитор был вынужден идти на поводу у цензуры и несколько раз менял сюжет. Изначально, опера была написана по драме Скриба. В основе сюжета убийство шведского монарха Густава 3-го ("горе-богатыря Косометовича")- двоюродного брата русской императрицы Екатерины Второй. Заговор против короля с трагическим для венценосца финалом на сцене не приветствовался, а если учесть популярность маскарадов в беспокойном 19 веке, то пропаганда теракта средь шумного бала была чревата. В этой связи, автор перенес место действие в заокеанские североамериканские колонии, а объектом преступления сделал простого губернатора Бостона графа Ричарда Уорвика.
Облачив персонажей оперы в современные одеяния, Геликон, как мне кажется, решил 2 задачи. Во-первых, театр традиционно для своих постановок лишил оперу утомляющей мишуры, а во-вторых, конфликт на сцене перестал соотноситься с покушением на жизнь и здоровье государственных деятелей. Интересно другое. Созерцая постановку Бертмана, не устаешь поражаться пошлости нашего века и его атрибутов . Достаточно было сменить камзол на в костюм от BOSSа и драма при дворе шведского короля превращается в разборку в офисе. Забавно!