Прочитал толстенный том Рея Монка «Витгенштейн. Долг гения». Это лучшая биография, которую я когда-либо читал. Она обязана этому, прежде всего, своему герою Людвигу Витгенштейну, который был очень неординарный человек, да еще и выдающийся философ своего времени. Но, кроме того, книга ценна тем, что построена на дневниковых записях и письмах героя, много и аккуратно вплетенных в историю его жизни и приключения его мысли. Витгенштейн вел запись своих размышлений и рефлексивных наблюдений в течении всей жизни, что позволяет отследить историю становления, развития и, о Боже, угасания гениальной личности.
Людвиг поразил меня своим служением философии, самоотдачей, подчинением всей своей жизни мыслительным экспериментам за границей познаний человечества. Это очень поучительно. Это и печально - он был не понят, хотя и иногда обожаем современниками, он страдал от отсутствия взаимопонимания и ... любви. К старости, к сожалению, весь его философский перфекционизм, желание идеально отточить мысль, быть на предельной высоте мышления сослужили плохую службу. Осознавая потерю производительности и остроты своего мышления, на фоне болезней, упадка сил, одиночества, он окунался в черную депрессию, был близок к безумию. А еще он в своем неистовстве в попытках найти истину и донести ее хоть до кого-то стал нестерпим для окружающих, его стали избегать. Выдающиеся черты человека и его личности к старости становятся гипертрофированными, даже уродливыми. Да, это печально.
Последние главы - период угасания гения с развитым чувством долга - было тяжело читать, безнадега захлестывала. Но просвет наступил. Витгенштейн, боровшийся с раком, отказался вдруг от гормональной терапии и облучения, нашел силы для последнего рывка и завершил философскую работу, которую многие считают самой ясной и понятной в его библиографии. Это светлое пятно в конце жизненного пути, изобилующего мрачными цветами, я надеюсь явилось реальным утешением для философа, а не приукрашением автора книги, пожалевшего читателей.
Книга - великолепный текст про бытие мышления, про добровольное мученичество ради истины, про закат Европы, если не мира. Я поражен. Жалко, что философия Витгенштейна мне не близка и часто непонятна.
P.S. Великий Людвиг писал в дневнике: «Мой день проходит между логикой, насвистыванием, прогулками и депрессией». Составляющие дня похожи на мои. Наверное я тоже великий. :)