Рецензия на книгу Кристианы Жиль «Макиавелли».
Очень на эту книгу рассчитывал. Надеялся, что она с черного двора незаметно введет меня в эпоху Высокого Ренессанса, познакомит с духом этого времени. Но книга обрушивает многодействием, как обухом по голове. Этот нескончаемый поток событий, персонажей, мест сменяется в тексте быстро, без какой-либо остановки для созерцания, он не оставляет после себя никаких чувственных ощущений и смыслов, только сухие факты, которые быстро теряются за обилием все новых и новых сюжетов.
Авантюрно-исторические романы Дюма тоже можно было бы делать в таком потоке событий, ведь вся жизнь - поток. Но мы бы не зачитывались тогда такими романами, они не дают волнения сердцу, не наполняют глаза слезами, не бередят ум смелыми мыслями. Всего-то надо направить прожектора внимания на главных героев и ключевые события, прикоснуться к тайне их души, изучить загадки их судьбы, начертанной в историческом контексте. Но автор выбрал другой путь - справедливый для историка, но сомнительный для неискушенного читателя, - путь фактографического изобилия - «что вижу, то и пою».
Понятно откуда это пошло. Никколо сам, написав несколько книг историко-политического содержания, а также оставив после себя переписку, во многом содержащую описание наблюдаемых им политических событий, подтолкнул потомков к восприятию себя через написанные им тексты. Это лучше чем ничего, но буквальное прочтение этих текстов сутевых ответов на вопросы о личности героя не дает. А посему вместо знакомства с портретом личности Маккиавелли мы принуждены довольствоваться богато оформленной историческими зарисовками рамой. Такая подмена не всех удовлетворит.
Самое интересное - познать метафизику личности, особенно такой как личность Макиавелли, заметно повлиявшей на культурный фундамент современности. В книге Кристианы Жиль этого знания нет. Надо будет попробовать сделать свою реконструкцию личности Никколо на основе изучения его текстов. Третьего, похоже, не дано.