Дальневосточный Фотофорум: проблемы фотографии в России

Feb 02, 2011 12:27

Одной из главных проблем фотографии в России является отсутствие высшего образования по специальности «Фотограф». Есть частные школы, есть государственные курсы и средне-специальное образование, есть профессиональные фотографы, которые
ездят по стране с семинарами и мастер-классами. Из высшего образования есть операторские курсы ВГИКа, первые два года там серьёзная подготовка по языку фотографии. Отбор идѐт по фотографическим работам, но отбирают на факультет людей,
чей уровень мастерства можно смело назвать профессиональным, а знания истории фотографии - колосальными. И специальность на выходе называется «кинооператор».
Для начинающих же фотографов нет чёткой системы ориентиров, по которой, они могли бы понять - какая ветвь фотографии им ближе всего. Как развивать собственный визуальный язык и что нужно делать, чтобы стать профессионалом. Особенно ярко выражена эта проблема на Дальнем Востоке. Все обучающие школы, большинство специалистов живут и работают в Москве и Санкт-Петербурге. Очень мало профессионалов, в силу расстояний, добирается до наших земель.
В 2010 году прошёл Первый Дальневосточный Фотофорум, о том, что обсуждалось на круглых столах, прошедших в рамках мероприятия, мы поговорили с организаторами:

- Как пришла идея создания ДВФФ? Насколько это мероприятие нужно для Дальнего Востока?
- Наш регион - Дальний Восток и Хабаровск в частности, сейчас находится в такой ситуации: фотографы у нас есть, они что-то делают, что-то фотографируют, чего-то добиваются, что-то где-то выставляют и даже ездят в город Биробиджан, где вроде
проводят какие-то выставки. Но больше ничего не происходит. Все варятся в «одном котле». И однажды, собралась группа активистов, которая заявила: «Мы хотим учиться. Давайте привезём Александра Лапина». Это человек, которого можно назвать
хрестоматийным фотографом. Когда мы вышли с ним на связь, Александр сказал примерно так: «присылайте ваши работы, я посмотрю ваш уровень, чтобы понимать, что мы с вами разговариваем на одном языке, и не получилось так, что я школьнику
рассказываю курс ядерной физики». Когда он их посмотрел, то отобрал только две работы из пятидесяти, которые, по его словам, отдалѐнно напоминают фотографию. И что наш уровень, это даже не детский сад, это ясли. После этого мы решили - надо развиваться и организовать большое учебное мероприятие, привести действительно именитых художников, привести фотожурналистов и поговорить, что есть такое - Настоящая Фотография. Ничего подобного здесь никогда не проводилось, никто об этом не думал. Евгений Мохорев сказал нам после Форума: «вы сорвали с места огромную лавину. Вы всем показали, что есть Дальний восток, есть Хабаровск и в нём даже есть фотография. Вы сделали событие».

- Какой у вас организационный опыт? Не страшно ли было браться за такой проект?
- Мы организовывали семинары и мастер-классы свадебных фотографов: Ласло Габани, Юлии Бурулёвой, Александра Ноздрина. Организовывали «Фотомарафон», где каждый участник пробовал фотографией выразить тему «Перекрёстки». А в случае с Форумом -  самая большая трудность собрать профессионалов такого уровня в одном месте заключается в том, что у них очень плотно расписанные графики. В начале у нас было много разговоров, а не сделать ли мероприятие в мае. Все, абсолютно, кого мы
приглашали, сказали: «в мае невозможно». Тогда решили оставить февраль. Но и тут были свои трудности. Например, сначала мы хотели позвать известного фотожурналиста Сергея Максимишина, он как раз должен был лететь в Индию, и через Хабаровск ему было удобно добираться. Но неожиданно его поездку сдвинули на пять дней и к нам он уже не попадал. Тогда мы позвали Юрия Козырева. У него как раз было две недели, и он хотел провести здесь школу. Браться за такого «слона», конечно, было страшно, но нам помогали надёжные люди: это Дмитрий Кулинич, хабаровский фотограф и дизайнер, делал оформление проекта, Дмитрий Маргулис, помогал решать вопросы в ОДОРА, тоже хабаровский фотограф, Степан Киянов здорово помог с организацией выставки.

- Какие-нибудь неконтролируемые неожиданности были в процессе организации?
- В любом процессе бывает то, что не удаётся просчитать, тут главное не паниковать и действовать по обстоятельствам. У нас был такой случай: для работ Евгения Мохорева были заготовлены рамы и паспарту. Он прилетел и сказал, «нужно стекло». И это в десять вечера 19 февраля, а с утра всё уже должно было висеть. Один из организаторов - Алексанлр Архангородский, каким-то чудом в два часа ночи находит стеклорезку, при том, что это были праздники, День Защитника Отечества и 20 февраля уже все отдыхали. В 11 часов утра нам привезли готовое стекло. В 12 открылась выставка.

- Можно сказать, что тот уровень, на котором сейчас находится свадебная фотография в России - это заслуга Ласло Габани?
- Да, практически во всѐм. Трудно сказать, в каком состоянии она бы сейчас находилась, если бы не он. Он привёз и показал на своём примере то, что никто не мог сделать. Александр Ноздрин рассказывал свою историю, он был самым дорогим фотографом
Москвы в 2002 году, 300$ стоила его съёмка. И приехал Габани. Сашу приглашают на свадьбу, поснимать вторым фотографом. То есть он - лучший свадебный фотограф Москвы, а ему «вторым поснимаешь». Он спрашивает: «кто будет первым?». Отвечают:
«непонятно, но вроде бы русский, с Австралии приехал. Цена за свадьбу 2500$». Это было поразительно. Но главное не то, сколько он берёт за свадьбу, а то, что он может сделать удивительные по красоте вещи, которые человек за 300$ изготовить не может физически. И если раньше готовые фотографии отдавали просто на диске, иногда даже не обрабатывая, то сейчас стало непременным атрибутом изготовление свадебной книги, комплектов паспарту, шкатулок. Ласло Габани предложил законченный продукт. То есть то, что во всём мире и принято.

- Многим начинающим фотографом не хватает шкалы оценки: сколько должна стоить хорошая фотография. Нет навыка вести фотобизнес. И поэтому получается большая разрозненность в ценах, клиент не понимает, что хорошее, а что нет и тоже теряется?
- Именно поэтому Ласло Габани сейчас и ведѐт свою образовательную работу. Он экономист по образованию, если быть точным, работал в инвестиционном бизнесе. То есть человек, который занимался изначально другими вещами. И доказал, что бизнес строится абсолютно одинаково в любой области по одним и тем же законам, если уметь их правильно применять.

- Почему больше всего востребована свадебная фотография?
- Свадьба это такое действо, на которое принято расходовать деньги. И иногда весьма большие суммы. Поэтому свадебная фотография должна развиваться, это нормальное явление, когда свадебная фотография стоит дорого. Потратив раз в жизнь 1 миллион (думаю, надо цифры менять) рублей на платье, почему тогда не заказать себе фотографа за 1 миллион, чтобы он сохранил этот момент в таком виде, что не у кого никогда в жизни не будет. Если смог потратить на одно, почему бы и не потратить на всѐ остальное. Свадебная фотография будет развиваться, пока есть свадьбы, пока люди женятся.

- Как обстоит дело с фотожурналистикой? Жизнь идёт, о ней же тоже надо писать, её надо фиксировать.
- Да, но с фотожурналистикой много ловушек. И если брать фотожурналистику, как таковую, можно увидеть, что она востребована в мире. Например, горячие точки. Военная фотожурналистика - самая опасная, самая востребованная. Обычный человек в горячую
точку попасть не может, и не хотел бы, честно говоря. Поэтому военная фотожурналистика - это самый высокий жанр. На Дальнем Востоке у нас, слава Богу, ничего такого не происходит, и, следовательно, фотожурналистика в этом ключе не развивается. Если брать фотожурналистику краеведческую, либо фотожурналистику социальную, о людях живущих здесь, важно понимать то, что местным жителям она не интересна.

- Получается, что клиентов своих надо искать на Западе страны или выходить на мировой уровень и быть источником информации?
- Всё верно. Как всё это происходит. Тут можно рассказать историю о Сергее Максимишине. Он прилетел во Владивосток, проводить мастер-класс, и первое, что он увидел, сойдя с самолета, была афиша: «в городе выступает цирк лилипутов». И он не
поехал в гостиницу, поехал в это цирк, сказал: «здравствуйте, можно вас пофотографировать?». Они отвечают: «приходите на наше выступление и фотографируйте сколько угодно». Нет, говорит, мне это не интересно. Я хочу фотографировать вас, как у вас это происходит за кулисами, не во время выступления. Ваша обычная человеческая жизнь. Они говорят: «здорово, нам никогда не задавали такого вопроса. Давайте». Он был во Владивостоке неделю и сделал за это время репортаж о лилипутах. Никому из двадцати пяти человек на его мастер-классе не пришла в голову такая идея, хотя они все видели эту афишу. Сергей говорит про Дальний Восток: «Ребята, вы ходите на золоте. Живёте на золоте и вам просто лень его поднять. Вам нужно взять и сделать репортаж».

- Нужна личная инициатива и умение посмотреть на окружающий мир глазами человека, который здесь не был?
- Всё правильно. Фотографии, которые присылают, например, в «Geo», чаще всего не интересны, по той причине, что человек фотографирует какие-то известные достопримечательности, то есть старается сфотографировать сам предмет. Но интересно-
то не это, интересно, что происходит вокруг. Должно что-то быть. История, рассказ. Если мы придём на Утёс и сфотографируем сам Утёс - это будет не интересно никому. Но если сфотографируем Утёс, а в этот момент там будет что-то происходить, та же свадьба,
проходящая мимо. Это уже будет Жизнь.

- Что можно пожелать начинающим фотографам?
- Не боятся начать. Любой мастер-класс, любое занятие, оно заканчивается чем-то. Можно побеседовать с величайшим, умнейшим фотографом, послушать его, сказать «классно», поаплодировать и всё. Оставить эти воспоминания самому себе. Но можно начать действовать и действовать начинают единицы. Самое главное - начать. Как только вы начинаете действовать - всё получится.

_____________________________
Дополнительная информация:
www.dvfotoforum.ru

Пресс-секретарь:
Ксения Щенина
e-mail: dvfotoforum@gmail.com
телефон: +7-924-103-2757

Организаторы:
Евгений Мишталь
www.mishtal.ru
телефон: +7-924-203-2622

Александр Архангородский
www.arkhangorodskiy.ru
телефон: +7-924-203-5113

Сергей Максимишин, общая информация, организаторы, Евгений Мохорев, Юрий Козырев, интервью, Александр Лапин, Александр Ноздрин, Ласло Габани, Первый ДВФФ

Previous post Next post
Up