Когда Мишка Глебов рассказал, что на Лагонаках прямо у дороги на скалистых отрогах хребта Азиш-Тау есть дольмен, я честно говоря, сперва не поверил - думал очередной туристский развод )
Изучил вопрос - и правда, есть такой уникальный одиночный мегалит в этом районе, и называется он «Азишский-1».
Уникальный своей конструкцией, интересными деталями, расположением и назначением.
Данный памятник находится в шаговой доступности для маршрута выходного дня.
Посетить его может любой, в любое время, особенно, путешествуя по Лагонакскому нагорью.
Стоял погожий осенний денёк.
Мы выдвинулись в сторону гор по автомобильной трассе Майкоп - т/б «Лагонаки».
Через шесть километров от Даховской развилки горный серпантин сменяется обширными субальпийским долинами и лугами. Обочины дороги гостеприимно встречали нас обилием предложений конных покатушек, дегустации травяного чая и медового разнообразия. В народе эта местность зовется «медовый городок».
Ориентиром для остановки служит комплекс домиков с маленькой кафешкой, на крыше которой размещён большой баннер с изображением подсолнуха на всю поверхность. Здесь и паркуем машину.
Перейдя через дорогу, углубившись по обозначенной тропе в направлении к краю скалистого обрыва метров на двадцать, натыкаемся на знакомую уже табличку за которой скрывается цель нашего путешествия - дольмен.
Здесь кроется самое большое разочарование - мегалит разрушен.
Но ещё горше становится, когда узнаёшь его непростую историю.
Этот археологический памятник был открыт относительно недавно, дело в том, что видные ученые, проводившие исследования мегалитов Западного Кавказа в 19-20 веках даже не предполагали, что в таком месте: на труднодоступном скальнике (высота над уровнем моря 550 м), в отдалении от традиционных дольменных групп может существовать нечто подобное.
Эта позиция очень логична - зачем надрываться, тащить многотонные плиты в гору?
Единственное объяснение месторасположения «Азишского-1» - это тот факт, что в давние времена на данном участке проходил один из торговых путей, соединяющий Северный Кавказ с Черноморским побережьем.
Так или иначе, но в 1966 году при проведении проектировки горной трассы к турбазе «Лагонаки» и был обнаружен данный артефакт.
Видимо факт находки не произвел должного впечатления ни на государственные органы, отвечающие за сохранность памятников археологии, ни на безграмотных строителей, но во время прокладки дорожного полотна и сопутствующей инфраструктуры в 70-х годах этот одинокий беззащитный дольмен был безжалостно и нелепо разрушен строительной техникой.
Я не нашёл поблизости никаких намеков на дорожную периферию (столбы, трубы, отбойники и прочее), что оставляет ещё больше вопросов: кому он мешал?!
Сегодня Азишский-1 - это хаотичное нагромождение плит.
Только наметанный глаз заметит здесь следы портальной площадки, обломки боковых плит с пазами для торцовых стен, остатки поддерживающих контрфорсов, пяточные плиты.
Дольмен в своём былом величии представлял собой сложную плиточную (с порталом) конструкцию с двухступенчатой крышей с ориентацией на восток.
Сооружение было воздвигнуто в III-II тысячелетии до н.э.
Мегалиты такого типа практически не представлены в «дольменной» культуре на территории горной Адыгеи. Технология двухслойного перекрытия камеры свойственна памятникам «новосвободненской» культуры.
Это был образец вершины искусства дольменостроения: его портальная площадка далеко выдавалась вперёд, благодаря аккуратно выточенным пазам боковых стен все плиты конструкции были идеально сопряжены друг с другом. Древние строители учли даже возможность сейсмической угрозы и укрепили постройку, подложив под каждую несущую плиту пяточные камни.
Существует версия о культовом значении этого мегалита.
Подтверждают это находки многочисленных чашечных углублений на остатках покровной плиты. Эта версия роднит «Азишский-1» со знаменитыми орнаментальными дольменами Геленджика (в случае которых, данные углубления искусственного происхождения возможно использовались в качестве календарей или некого счета).
Примечательно, что в 90-х годах энтузиастами была предпринята попытка самостоятельной реставрации данного объекта.
Но, к сожалению, как это обычно бывает, излишнее рвение и непрофессиональный подход привели к обратному результату.
Развалы дольмена были восстановлены вручную без применения специальной техники, без проведения каких-либо оценок, и без закрепления узлов конструкции.
В результате, собранный дольмен простоял некоторое время и вскоре под воздействием собственного веса снова развалился. Только теперь уже безвозвратно, с разломами деталей.
Во многих путеводителях по достопримечательностям Майкопского района информация по «Азишскому-1» заканчивается фразой: «В настоящее время дольмен разрушен и требует реставрации».
Но остаётся с сожалением признать, что реставрация его уже практически невозможна.
Когда-то одинокий и таинственный мегалит с высоты птичьего полёта безмолвно взирал на широкую долину реки Белой и, сотни своих собратьев, сгрудившихся далеко внизу на легендарной Дегуакской поляне.
И сегодня обрывистый край хребта Азиш-Тау рядом с развалом открывает потрясающую панораму Западного Кавказа.
Вот, как на ладони, приютились крохотные домики станицы Даховской («Красивой» в переводе с адыгейского), на горизонте старинным замком высится горный массив Большого Тхача, справа тянутся отроги высокогорного плато Лаго-Наки.
И вокруг - ощущение свободы и древней тайны, бескрайние горные просторы и освежающий воздух альпики.