Лес, в который нельзя ходить
Есть в Адыгее много красивейших уголков. Главное достояние республики, это конечно, её горы, являющиеся западным отрогом Кавказа. Однако, в отличие от центрального Кавказа, например, в Кабардино-Балкарии или Осетии, где горные вершины достигают своего апогея, а красота природы овеяна первобытной дикостью и некоторой суровостью, наши горы помягче, доступнее, и попрезентабельнее, что ли.. Ну, вроде как швейцарские Альпы.
Типичный пейзаж центрального Кавказа
В окрестностях горы Б.Тхач, Адыгея
Но есть все же у нас места, в которые лучше не соваться. Почему? А вот послушайте.
Еще в середине 90-х годов, будучи студентом местного технологического института, обучающимся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм», услышал я от одного преподавателя профильных наук про «Лес, в который нельзя ходить».
Находится он якобы на границе Лагонакского нагорья и хребта Каменное море.
Хребет Каменное море
В общих чертах это место было описано так: Ничто с виду не отличало эту небольшую рощу от основного лесного массива - те же деревья, та же трава, но стоило преодолеть незримую границу, и сразу на тебя наваливается гнетущее состояние. И кажется, что света здесь меньше, чем снаружи, и стволы деревьев более плотные и кряжистые, и сразу перестают петь птицы, и вообще пропадает типичный для леса звуковой фон. Одно лишь неприятное ощущение присутствия кого-то или чего-то, такой сверлящий между лопатками пристальный тяжелый взгляд... И чем глубже ты заходишь в этот лес, тем тяжелее становится на душе, тем сильнее хочется повернуть обратно. Да не просто повернуть, а бежать без оглядки, сломя голову, не разбирая пути со слезами на глазах!
Опытные гиды и инструкторы знали про это геопатогенное место и старались обходить со своими подопечными этот лесок подальше. Тем более, что находился он недалеко от ветки знаменитого в советское время 30-го всесоюзного маршрута («Через горы к морю»).
Кстати сказать, в сентябре 1975 года неподалеку от этих мест разыгралась крупная трагедия. В один из походов при прохождении данного маршрута погиб 21 турист.
Тогда я посчитал этот рассказ типичной туристской байкой.
Но уже в наше время, так сказать в 21 веке эта история получила неожиданное и не совсем приятное продолжение.
В 2009 году я работал в одном природоохранном учреждении. И вот как-то летом я попал с группой специалистов на интересное мероприятие - учет зубров. Само по себе это очень интересное занятие, связанное с не менее интересными животными. И оно даже стоит отдельного описания.
Но сейчас о том, как в процессе учета, мы забрались в дикие места, расположенные на границе Каменного моря.
Я, признаться, к тому моменту начисто забыл все истории про «Лес в который нельзя ходить». И был настроен очень позитивно, тем более, что лето, горы, природа и на кону захватывающее предвкушение от встречи с горными великанами.
На второй день учета к вечеру мы вышли на большую поляну, удобную для полевых наблюдений. Народ разбрелся по полю. Кто цветы изучает, кто ищет какие-либо следы присутствия стада зубров. Кто просто отдыхает.
А я остался с фотографом нашим. Я чего-то отвлекся, гляжу, фотограф снимает девушку одну нашу из группы. Снимает с приличного такого расстояния. Я его спрашиваю, мол, кто это? А он, что это Ленка наша из заповедника. Отбилась чего-то от всех, видать рододендроны свои ищет.
Вдруг слышим - кричит нам что-то Ленка и руками машет, зовет. Фотограф говорит, схожу гляну, что там у неё. Пошел, а я остался работать.
Проходит время, а он весь бледный приходит и говорит: «Слушай, чертовщина какая-то: иду я к Лене, а она все дальше отходит и все зовет. Дошел я за ней до начала леса, там она остановилась и улыбается, стоит. Только, братан, испугался я, не пошел за ней в лес, что-то в Ленке не то».
Ну я поржал, мол да она тебя просто в лесок звала уединиться и все такое.
Фотограф мою иронию не поддержал.
Но, продолжили работу, смотрим - Лена тоже на поле вернулась нагибается чего-то в траву часто, потом опять кричать нам что-то начала и машет, мол, идите сюда. Я фотографу и говорю: если твердо решил не мутить с ней, или же боишься, то не реагируй просто и все. Так и закончили работу, смотрим - а Ленки уже и нет там. Вернулись к ночи в лагерь. Поели, сидим перед сном у костра. Фотографа видно разморило, или может у него зажигание позднее, короче смотрю - начал он к Ленке грабли подгребать. А та странно так реагирует, вроде как даже недоумевает. Потом он ей на ухо что-то зашептал, а та ему оплеуху в ответ! Вскочил фотограф красный как рак, кричит, а чё ж ты меня сегодня пол-дня зазывала и в лес заманивала? А она ему: «Ты чего, белены объелся что ль? Я же с вами сегодня не ходила, у меня нога болела, я весь день в лагере просидела!»...
Переглянулись мы с фотографом, обоим не по себе стало!
Так бы эта история и осталась на уровне «может показалось», если бы не одно но...
Ленка-то после этого заявления убежала в палатку, а мы остались наедине с десятком недоумевающих лиц. Ну и рассказали о вечернем происшествии. Все выслушали, пошумели, как водится. Только смотрю - старый наш, старший группы, смурной сидит, не говорит ничего. Не понравилось мне это, спрашиваю, чего это он? А тот отвечает, вроде как нехотя.
Мол, шутки шутками, но сегодня во время замеров видел он сам себя на этом поле у самой границы леса.
- Как самого себя? - спрашиваем мы.
- Да вот так, смотрю - стоит, на меня пялится, улыбка на все лицо, и рукой так
слабо помахивает, мол, иди сюда.
- А ты что?
- Что-что, отвернулся, на ватных ногах и к людям поближе попер, чуть не поседел.
Тут уж все прифигели конкретно...
А на утро в срочном порядке свернули лагерь и свалили отсюда, изменив график учета.
Это уже потом я сопоставил границы того самого нехорошего леса с местом наших сказочных приключений. И знаете - совпадает место!
Так что будете у нас в горах, не ходите туда!