Друзья, предупреждаю: эта статья не для впечатлительных людей, и уж тем более не для беременных или молодых матерей...
Эта статья написана мной под впечатлением от лекарственного разгула и, фактически, фармацефтического терроризма. Это не громкие слова - мы зависим от многих лекарств (от некоторых вообще зависит наша жизнь), на нас воздействует агрессивная реклама препаратов, в аптеках мы можем попасть на некачественные подделки, или вообще стать жертвой побочных эффектов, передозировок или аллергий.
Но, как ни странно, фармацевтическая тема не главная в моей статье. Здесь есть скрытый подтекст о глобализации, её плюсах и минусах.
Итак, на дворе середина пятидесятых годов прошлого века, на мировой арене разгар холодной войны, СССР отделилась от всего «цивилизованного и просвещенного мира» железным занавесом.
Русские варятся за ним сами в себе и лечат все свои болячки одним лишь пенициллином и зеленкой.
А что на Западе?
А там фармацевтические монстры не просто создают специализированные высокоэффективные препараты, но даже заботятся о сладком сне своих граждан!
В 1954 году немецкая фармацевтическая компания Chemie Grünenthal разработала противосудорожный препарат талидомид (thalidomide), обладавший еще и снотворным действием. В 1955 году компания выслала бесплатные образцы разным врачам Германии и Швейцарии. Действие препарата впечатлило многих из них, он выделялся на фоне применявшихся снотворных. Особо отмечалась безопасность передозировки.
Через 2 года после этого, в 1957 году, препарат был официально выпущен в продажу в Германии под названием Contergan, в апреле 1958 года в Великобритании - под названием Distaval. Кроме того, талидомид поставлялся на рынок в составе лекарственных средств для самых разных случаев, например, Asmaval - против астмы, Tensival - против повышенного кровяного давления, Valgraine - против мигрени.
Талидомид стал очень популярным. Правда производитель умолчал, что никаких клинических испытаний этого лекарства проведено не было, в прочем, этот маленький досадный факт не брался в расчет: все сомнения с лихвой покрывали продажи!
Талидомид стал продаваться в 46 странах!
Такой успех расширил горизонты его применения для производителя. В августе 1958 года Grünenthal объявил, что «талидомид - лучшее лекарство для беременных и кормящих матерей». Теперь он предлагался для устранения бессонницы, беспокойства, утренней тошноты будущих мам.
Тысячи женщин, готовящихся стать матерями по всему миру, подсели на новый эффективный препарат.
В 1959-1961 годы Европу захлестнула волна рождавшихся малышей с тяжелейшими физическими отклонениями. В основном это были пореждения различных частей тела. Среди наиболее распространённых внешних проявлений: дефекты или отсутствие верхних или нижних конечностей, отсутствие ушных раковин, дефекты глаз и мимической мускулатуры. Кроме того, часто встречались глубокие повреждения внутренних органов: сердца, печени, почек, пищеварительной и мочеполовой систем.
Как выяснилось потом, данные физические уродства стали еще и передаваться по наследству.
В конце 1961 года почти одновременно ряд ученых в Германии и Австралии выявили связь между возросшим числом врождённых пороков у новорожденных и тем, что их матери принимали... талидомид.
Вы удивитесь, но не смотря на официальные претензии производителю и полное подтверждение вреда, талидомид еще 7! лет свободно продавался до его запрета в 1968 году.
Да, потом состоялся суд, да производителя обязали выплатить компенсацию в 100 000 000 немецких марок детям, пострадавшим от талидомида, но... разве этим поправишь страшную необратимую беду??
Выяснилось, что талидомид представляет наибольшую опасность на ранних стадиях беременности. Критический период для плода - 34-50 дней после последней менструации у женщины (от 20 до 36 дней после зачатия). Всего одна таблетка в этот промежуток времени - и может появиться ребенок с физическими деформациями!
Всего в период с 1956 по 1962 годы в ряде стран мира родилось по разным подсчётам от 8000 до 12000 детей с врождёнными уродствами, обусловленными тем, что матери принимали препараты талидомида во время беременности!
Друзья, у меня нет слов... Тысячи ни в чем не повинных деток... со сломанными судьбами, тысячи несчастных матерей...
Дай Бог им хоть какого-то счастья, здоровья и утешения!
Но в заключении я хотел бы все же вернуться к началу статьи и спросить у всех вас: а что было бы, если в СССР в то время не было бы того злополучного железного занавеса?!