Впечатление: Алёны Иванюшенко
Фотографии Andrei Shavlugo с сайта
http://34mag.net и фотографии из текста пьесы с сайта
http://piarshak.34mag.net22 августа в кофейне «Зерно» и галерее «Ў» прошла демонстрация пьесы Павла Пряжко «Я свободен». Событие это подтолкнуло презентация пьесы на мультилейбле журнала 34mag.net
«Пяршак».
Пьеса «Я свободен» особая... Стоит только сказать, что наверняка весит она больше гигабайта. Информация уже разнеслась о том, что эта пьеса составлена из 535 фотографий и 13 реплик.
Интересный тон названия пьесы. Кажется, что такая фраза стала давно неинтересной сама по себе и имеет определённые интонации прочтения. У Пряжко же она вдруг оказывается не вызовом и не стимулом. Это его любимая описательность, обычный факт. В комментарии к пьесе автор просто объяснил, что герой «любитель, а потому он свободный человек».
Здесь задумываешься невольно о той двойственности, которая есть и в многословных текстах Пряжко. С одной стороны определённая убогость пейзажа, повседневность под лупой оцениваются с невольным осуждением (если это не посыл автора, то привычка зрителя видеть так). С другой же стороны драматург сразу говорит, что этот человек обладает тем, чем очень часто мы похвастаться не можем. Герой с упорством делает одинаковые снимки с «заваленным горизонтом» (как не раз уже зашутили пьесу), но ему так нужно делать, ему хочется. И почему бы нет? Он свободен. Что особенно, из-за особой описательности и непредвзятости герой свободен и от автора тоже.
Очевидно, что конфликт вокруг текстов Пряжко близок к вечному спору между новыми и старыми формами. Насколько данная новая форма нужна или ценна в огромном театральном смысле не нашего поля разговор. Отрицательные же комментарии про этот текст говорят о недостатке воображения, необходимого для новых форм. В нас запаян алгоритм, и мы не можем представить подобное на сцене.
При этом место зрителя в пьесе паразительно. Мы - друг, которому показывают фотографии? Или мы - наблюдатель, который следит за действиями парня, похожего на Гитлера? Или и то, и то… Драматург играет с нами, предлагая разные роли, однако среди читателей распространённым мнением оказалось то, что в пьесе нет героя и сюжета.
Не мне судить, насколько правомерен и нужен акт выкладки текста в «Першаке»... Но первым в глаза бросился комментарий «лухта-лухта». А на обсуждение в галереи долго блуждали вокруг разных видов искусства и, если упростить, пытались оценивать текст как фотофильм или фотографию, но не как пьесу как таковую. Павел Пряжко в комментарии, Татьяна Артимович как модератор разговора пытались обратить внимание на то, что перед зрителем или читателем находится именно текст для театра, а значит его ждёт преобразование в руках режиссёра.
Мне думается, что сейчас было бы особенно важно в контексте дискуссий и оговорок «это же пьеса!» увидеть спектакли по текстам Павла Пряжко. Очень хотелось бы, чтоб, например, хлопающая дверь в галерее или журчание проектора были не случайными. Хочется, не в далёком Питере, а именно в Минске видеть именно спектакль и чтобы режиссёр взял на себя труд и ответственность. Тогда будем разговаривать о смыслах или их отсутствии. Например, в сентябре, когда обещают премьеру на малой сцене РТБД по пьесе «Урожай».