Текст: Дарья Андреянова
Фото:
Настя Шумилина Театр танца «KARAKULI» представили премьеру танцевально-пластического спектакля «Аттракцион с ограниченной ответственностью»
Театр танца «KARAKULI» можно считать молодым - ему всего три с половиной года. Тем не менее, он успел выработать свой стиль и имеет собственный, пока небольшой репертуар из хореографических постановок и танцевальных миниатюр. Жанровая стилистика Каракулей - contemporary dance, перфоманс. Но молодой театр только начинает набирать обороты и не останавливается в своих поисках. Результатом тому - премьера танцевально-пластического спектакля «Аттракцион с ограниченной ответственностью», представленный 21 мая на сцене Республиканского театра белорусской драматургии.
Уже само название говорит о чем-то веселом, но требующем опасений. Четыре актера во главе с Ольгой Лабовкиной попытались исследовать разные стадии влюбленности между мужчиной и женщиной. Сюжет таков: парень (Александр Филиппов) и девушка (Ольга Лабовкина) влюбляются, а далее происходит постепенный распад их внезапно вспыхнувшего чувства. За всем происходящим наблюдают два бесчувственных персонажа (Алексей Матышев и Игорь Шугалеев), олицетворяющих некую высшую силу или даже Судьбу, я бы их назвала «стеченьицами обстоятельств». «Стеченьица» постоянно насмехались над влюбленными, мешали им и даже преподносили подарки судьбы.
Декорации были представлены в виде подарочных упаковок, которые тщательно и упорядоченно складывались «стеченьицами». Именно из упаковок появились на свет главные герои, именно в них швыряло героев как в омут - то в омут любви, то в омут печали и разлуки.
Спектакль был легким и веселым. И сценический язык был легким и доступным. Каждый мог узнать себя в некоторых эпизодах спектакля и посмеяться, а может, наоборот, вспомнить что-то грустное. Замечательной была сцена, когда два главных героя крутятся в объятиях друг друга, выворачиваясь в невероятных позах, технически невероятных, твердят, что им удобно друг с другом. И сразу вспомнилась мне, наверное, знакомая каждому ситуация: вот влюбился ты, стоишь на остановке, обнимаешь любимого - прощаешься, стало быть. И уже пять автобусов твоих уехало, и непонятно как ты там домой поедешь, и плечо твое оттягивает сумка с уроками, и человек, в которого влюбился - ты же недавно влюбился, ты еще не выучил, как его обнимать - он тебе и по росту как-то не подходит, и нос все время мешает и втыкается куда-нибудь, и руки уже затекли, и ноги как-то подвернулись, но ты не шелохнешься - потому что удобно…
Таких ситуаций в спектакле было много, но они были как бы «в общем», не конкретизированы, не было определенной истории определенных людей. И вроде каждый узнал себя, вроде спектакль для всех, но не цепляет, потому что для всех. Вот не хватило мне этого. Нет лиц у героев.
И, я думаю, спектакль рассматривал стадии влюбленности, и вроде мы поняли, что это плохо, когда чувства угасают, но что с этим делать нам не предложено. Нет, я понимаю, что мы сами должны вдохновиться спектаклем и сами решить. Но мне не хватило этого посыла «давайте попытаемся подумать, что делать с этой проблемой».
Зрители в зале часто смеялись, но это, в основном, за счет актеров, их способностей вызывать смех. Например, такой трансгенномодифицированный персонаж Игоря Шугалеева, танцующий в женском платье со своим партнером. Присутствовали смешные ситуации и житейского плана.
В конце влюбленные расстаются, падая в свои подарки судьбы, разрушив снова их последовательность. Такой образ разрушения всех планов и мыслей расставшихся.
Далее последовала лекция семинара про любовь. Там говорилась, откуда появляется влюбленность и чем она плоха. В рамках спектакля это было этаким повторением показанного на случай, если зритель чего-то не понял. И песня Васильева «Двое не спят» для меня была повторением, чтобы уже крепко-накрепко запомнили.
Далее был такой несвойственный предыдущей легкости треш. Персонажи «стеченьица обстоятельств», их еще можно назвать какими-то чужеродными телами, присутствующими в каждом из нас - ведь сколько раз такое было, что мы чего-то хотим, а что-то внутри мешает это сделать или, наоборот, чего-то не хотим, а что-то чужеродное внутри толкает нас на это. «Стеченьица» не могли найти собственные ноги и туловище на фоне разбросанных подарочных упаковок, как бы пытаясь собрать обратно то, что было раньше. И затем эта расчлененка все-таки собирается в нечто единое, но уже уродливое и неестественное, и подносит последний подарок судьбы главным героям, которые тоже как бы воссоединились.
Подарок был таков: нечто уродливое выносит под музыку рождественский подарок, разворачивает его своими длинными пальцами и сыплет на голову героев обертки и лапшу быстрого приготовления. Такой образ «любви быстрого приготовления».
Спектакль «Аттракцион с ограниченной ответственностью» для меня был веселым, ничего не разрушающим, но и ничего особого не созидающим. Часто говорят, что танцевальные и пластические спектакли надо чувствовать, а не понимать. Может, как раз к этому спектаклю это «правило» вполне применимо.
Кроме «Аттракциона...» «KARAKULI» показали в этот вечер свои известные «Краски».