В Минском еврейском общинном доме прошла лекция, посвященная истории еврейского театра. Организаторами выступило еврейское культурное общество «Эмуна» («Вера») клуб Тхия («Возрождение»). Лекцию провела кандидат исторических наук, директор Музея истории и культуры евреев Беларуси Инна Павловна Герасимова.
Как зарождался еврейский театр? В 2006 году еврейский театр отметил свой 150-ый юбилей. Ни один национальный театр не отмечает такой короткий период своего существования. Белорусский еврейский театр и вовсе молодой. В том же 2006 году он отметил свой 80-ый день рождения.
Зародился еврейский театр с постановок пуримшпилей на тему «книги Эстер». Однако это были лишь представления. Театра как такового на тот момент еще не было, и развивался он крайне неспешными темпами. На это существовали свои причины. Самая очевидная из которых - это запрет на изображение человека. «Не сотвори себе кумира». Именно этими словами руководствовались люди, отвергающие на тот момент театр.
[Справка: Пуримшпиль (на идише «пуримское представление») - особый жанр спектаклей карнавального праздника Пурим, исполняемый во время праздничного застолья. Первоначально такие представления были простые и короткие, однако уже в начале XVIII в. эти представления постепенно превратились в полноценные драматические постановки.
Книга Эстер (или Эсфирь) - историческая повесть, в которой рассказывается о том, как сверхъестественная сила хранит существование Израиля.]
Первое представление еврейского театра. Постепенно театр стал приобретать все большую значимость в жизни еврейского народа. Начали писаться первые сценки, иллюстрирующие чаще всего быт. Сначала их ставили исключительно в домашнем кругу. По-простому и весело.
Первый полноценный спектакль увидел свет в 1876 году в Яссах (Румыния). Он же традиционно считается и первым представлением еврейского театра.
Особенности еврейского театра на начальном этапе. На то время не было даже разговора о режиссуре. Женщины на сцене появились лишь к концу XIX века, однако, это, в своей основной массе, были жены актеров. Начинают появляться антрепренеры (продюсеры). Трупы ездят только по маленьким городам и тем самым хоть как-то пытаются заработать себе на жизнь. Все труппы были передвижные, и ни один театр не имел свое собственного здания.
Зарождение профессионального еврейского театра. Первым еврейским драматургом считается Ицхок Лейбуш Перец. Под его влиянием к началу XX века появляется «серьезный» театр.
Отношение внутри самого еврейства. К сожалению, театр не воспринимался еврейским обществом как нечто серьезное и стоящее. Многие даже запрещали своим домочадцам ходить на спектакли. Разные слои населения отвергали театр по своим причинам. Некоторые считали театр распущенностью и преступлением закона. Что касается просвещенной части еврейского общества, то те на тот момент боролись за то, чтобы выйти из замкнутого круга еврейской культуры, не позволяющей смешение ее с другими народами. А еврейский театр, ставящий представления исключительно на языке идиш, ничуть не способствовал их планам. Кроме того, еврейский театр действительно уступал другим национальным театрам.
Запрет идиш. В 1883 году русское правительство издало указ о запрете спектаклей на языке идиш. Идиш на тот момент считался скорее языком люмпенов. Вместо идиш решено было ввести в еврейских театрах немецкий. Но евреи знали немецкий на том же уровне, что и большая часть всего народа. То есть на очень примитивном. Так что в итоге спектакли шли либо на смеси немецкого с идиш, либо и вовсе на одном идиш.
[Из воспоминаний: Бобруйск. Полицмейстер входит в зал и слышит, что спектакль идет на идиш. Полицмейстер останавливает представление. Его уводят в буфет, спаивают, а спектакль тем временем продолжает преспокойно идти на идиш.]
Перед войной. Как не странно, на это время приходится период расцвета еврейского театра. Труппа театра «Наш уголок» осталась в Минске и активно сотрудничала с советской властью. Та же в свою очередь была заинтересована в культурном развитии еврейского населения, проживающего на территории Беларуси. Идиш получил большую поддержку от государства, однако делалось это не во имя религии, а из-за того, что партия бунд (еврейская рабочая партия) на тот момент играла очень большую роль в государстве.
Итак, в Москву направляются две группы студентов (белорусская и еврейская) сроком на четыре года для обучения актерскому мастерству. Руководит группой еврейских студентов Михаил Рафальский. В Москве на то время уже работал еврейский камерный театр. Он же и принял группу еврейских ребят из Беларуси.
За время отсутствия ребят в 1920 году открывается театр им. Янки Куплы. После возвращения еврейской труппы обратно в Беларусь 21 октября 1926 года открывается Белорусский государственный еврейский театр. Режиссером его становится все тот же Рафальский.
Тяжелый период в жизни еврейского театра начинается после того, как Рафальского, директора театра и еще нескольких актеров обвиняют в шпионаже на Польшу.
Начало войны. На начало войны театр гастролирует в Витебске. Во время эвакуации всю труппу перевозят в Новосибирск. Там же оказались и все крупнейшие театры СССР. Поэтому после гибели Рафальского военный период был одним из самых плодотворных в жизни еврейского театра.
Спектакли ставились в основном либо героические, либо комедийные. На них частенько ходили красноармейцы и русская публика, потому что спектакли в основном складывались из песен и танцев, не требующих перевода.
Возвращение. После своего возвращения в 1946 году еврейские актеры хотят возродить камерный театр. Их семьи живут в сохранившихся грим-уборных, а жены отказываются от жалования для того, чтобы возобновить театр.
В это время в стране начинает ощущаться антисемитизм, который в последующие годы расцвел бурным цветом. Строительство театра останавливается из-за сокращения субсидий и дотаций.
Конец еврейского театра. Зрителей на спектаклях почти нет. Большинство носителей идиш погибло еще во время войны. Свой последний спектакль «Подводники» театр ставит в 1949 году.Все актеры уволены. Театр закрывается.
Почему театр не возрождается? Попытки создания еврейского театра вновь были. Есть они и сейчас.
Существует несколько причин, по которым это не кажется возможным. Во-первых, спектакли национального театра должны идти на национальном языке. А на идише сейчас говорит только старшее поколение. Молодежь же его не знает совсем. Во-вторых, еврейский театр не настолько профессионален как, может быть, русский. До этой планки он попросту не в состоянии дотянуться. Ко всему прочему, нет актеров такого высокого уровня.
Хотя в Польше и даже в Америке есть еврейские театры на идиш. Но они решают проблему языка. Люди приходят в театр с наушниками, и перед ними лежит текст самого спектакля. В Варшаве, например, такой театр пользуется очень большой популярностью. Но можно ли его считать национальным - это вопрос.
Организаторы лекции уверены, что на данный момент необходимости в создании национального еврейского театра здесь у нас в Беларуси нет. А потому, нам остается лишь смотреть на музейные экспонаты с такой захватывающей историей и надеяться, что когда-нибудь время их снова придет.