Материал из альманаха
«Двери» №4.
Кино убило театр?
Андрей Курейчик - драматург, сценарист, режиссер, публицист.
Окончил с красным дипломом юридический факультет БГУ и аспирантуру на факультете журналистики БГУ. Прошел режиссерскую стажировку во МХАТе (Москва), где его педагогом был Олег Табаков.
Автор пьес: Skazka, Телешоу, Детский сад, Джан, Иллюзион, Исповедь пилата, Кавалер роз, Мертвые души, Настоящие, Небо, Ноктюрн, Осторожно женщины, Первокурсники, Потерянный рай, Пьемонтский зверь, Светлый дом, Сеньор, Скорина,
Тайные встречи СД и ПП, Театральная пьеса, Три Жизели, Хартия слепцов, Человек и вечность
Автор сценариев фильмов: Любовь-морковь, Юленька. Зло, Три Жизели, На безымянной высоте - 2, 6 душ, Первокурсники.
Я не люблю смотреть свои фильмы и спектакли. У меня возникает чувство раздражения. Режиссер и продюсер видят сценарий совсем не так, как вижу его я. Да я и сам со временем отношусь к ним все более критически.
Я абсолютно осознаю, что за свой талант требую деньги. Мне важно обеспечить себя и семью. Я не хочу зависеть ни от одного барана ни в одном министерстве. Я хочу, чтобы никто не мог меня ниоткуда уволить. Если картины стоят дорого, почему другие виды искусства должны быть дешевыми?
В театральную драматургию я несу свои собственные боли, мысли, чувства, а в кино больше стараюсь развлечь. В детстве я всегда ходил в кино развлекаться, а в театре смотрел серьезные спектакли, похоже, так оно и отложилось.
От комедий я никогда не откажусь. Без них в нашем грустном, мрачном мире будет просто каюк.
В детстве мне хотелось быть волшебником.
Самое забавное, что даже когда люди понимают, что спектакль очень плохой, они жутко обижаются, если об этом напишут.
Работа - самое счастливое и полноценное время моей жизни. Но только хорошая работа.
Скажу сыну, когда подрастет: «Я получал повышенную стипендию, потом у меня была куча подработок. В 21 год я уже имел постановку в МХТ им. Чехова, в 22 - в Купаловском театре, в театре Маяковского. А в 26 вышел мой первый фильм. Так что, сынок, - скажу я, - надо начинать с ранней юности планировать свою карьеру».
У меня невероятное желание писать. Но что с этим делать, у меня было сумбурное представление. А потом появились дети, и я понял, зачем мне все это.
Меня никто никуда не продвигал, и не надо этого делать. Не люблю, когда в России ко мне подходят актеры: «Давай ты меня продвинешь, а я тебе откат сделаю». Там это в правилах, многие готовы отдавать часть гонорара, если ты им составишь протекцию.
Белорусские театры так и не повернулись лицом к современной белорусской драматургии. Это проблема очень старая, и никаких просветов в ее решении пока не видно.
Я часто критикую театр, но даже в белорусских театрах заполняемость залов 80-90%. То есть они хотя бы продают билеты на свои спектакли. «Беларусьфильм» же просто тратит деньги.
Я считаю, что доктор не должен лечить пациента в зависимости от его политической ориентации. В театральный зал могут придти люди с разными политическими взглядами - и нельзя делить публику на правильную и неправильную. Искусство создается для всех и на все времена.
Независимость творца - первое условие нормального творчества. Надо уметь говорить «нет».
У меня гнусный, отвратительный характер семейного тирана - тут ничего не поделаешь.
Слишком много тех, кто считает, мол, есть в белорусских театрах белорусские пьесы или нет в белорусских театрах белорусских пьес - это вопрос на урожай картофеля не влияющий, поэтому не очень важный.
Я очень часто равнодушен к людям. Количество людей, которые меня трогают и волнуют, очень небольшое.
Многим не хватает смелости в нашей стране. И кругозора. Многие даже не представляют, какие тенденции в мировом театре. Им надо больше ездить, больше смотреть спектаклей и общаться с коллегами за рубежом.
Белорусскому обществу стоит стать более дискуссионным. Порой скрытность соотечественников раздражает.
В любительском театре я провел свою юность. Для меня это место моего творческого перерождения…
Мои родители мне дали свободу, которая питает меня все эти годы.
Своими учителями я могу назвать всех тех людей, с которыми работал и общался. Все, о чем пишу - краду из жизни.
Из детства я помню деревню, бабушку, брата, маму…
От чего смешно сегодня? От белорусской экономики. Это редкий цирк.
В современном театре не хватает современности, гордости и силы. К сожалению, театр превратился в декоративное и устаревшее искусство, которое плетется за публикой, а не ведет ее за собой.
В героях моих пьес от меня прежде всего искренние вопросы, которые я предъявляю к времени, обществу и главное, себе самому.
Про меня говорят, что я нарываюсь на скандалы. А я и не помню ни одного…
Буду ли я приобщать своих детей к театру? Уже приобщаю. Мой трехлетний сын дебютировал на сцене Национального театра им. Я. Купалы. В нашей стране катастрофически не хватает культурных людей, поэтому я буду стараться, чтобы мои дети познакомились и полюбили лучшие образцы белорусского и мирового искусства.
Кино убило театр? Нет.
Подготовила Алена Иванюшенко
Фотографии Кати Ажгирей
Читайте пьесу «Детский сад» Андрея Курейчика и другие материалы в IV выпуске альманаха «Двери»:
Открыть на сайте issuu.com Смотрите видеоинтервью с Андреем Курейчиком на видеоканале «Дверей» в
youtube:
Click to view