Впечатления: Читка пьесы Дмитрия Богославского «Любовь людей» (в рамках проекта «Одинаковоразные»

Dec 13, 2011 21:44

Впечатления Виолетты Никитик и Анастасии Бандорович
Фотографии Центра белорусской драматургии и режиссуры (Сайт/Группа вконтакте)



Виолетта Никитик:

Первый день читок пьес драматургов творческого объединения «САД» (Студия Альтернативной Драмы), проект «Одинаковоразные» начался 7 декабря пьесой Дмитрия Богославского «Любовь Людей», режиссёр Мария Исаева.

Людей было много, даже сами организаторы удивились, особенно Александр Марченко.

В читке, а точнее полуспектакле были задействованы студенты курсов БГАИ и сами драматурги.  Всё действие на малой сцене РТБД шло три часа, из которых два часа заняло чтение пьесы и один час - обсуждение (обсуждение продлилось бы ещё, но кураторы беседы спешили).



Перейдём к самой пьесе и читке. Пьеса разделена на две части: первая - «В преддверии зимы», вторая - «В преддверии лета», и в совокупности состоит из 21 сцены. Сюжет вполне понятен ещё со времён русских классиков: действие происходит в маленькой российской деревне. Местный участковый (Сергей) со школы влюблён в свою одноклассницу Люську, которая уже замужем за алкоголиком и тираном Колей.  Коля кричит на маленького сына Валюника, бьёт и насилует жену. В общем, не выдерживает измученная женщина, и убивает своего мужа. Всем говорит, что он уехал на заработки в Москву, а после, что живёт в соседней деревне с другой женщиной. Все не могут нарадоваться новой Люськой, жить ей стало легче и спокойней. Участковый заинтересовался пропажей Коли, но ради повода разговоров с Люсей. Параллельно показаны семейные отношения друга Сергея - Ивана, кассирши влюблённой в Чубасова, который работает в Москве. Мать Сергея видит, как страдает её сын из-за любви к Люське и подталкивает своего сына на шаг сделать ей предложение. Когда Сергей вызывает Люсю написать заявление о пропаже мужа, она ему признаётся в убийстве и просит на ней жениться, описывает перспективное семейное счастье. Но когда они начинают жить вместе, всё оказывается наоборот. Люську гложет чувство вины перед Колей. Он начинает к ней приходить и разговаривать с ней. Это видит Сергей, попытка поговорить об этом с Люськой заканчивается ссорой и её молчанием. Сергей после долгого молчания Люськи, напивается, портит свадьбу Чубасову, приходит домой к Люське, пытается её задушить и вешается сам.



Люська окончательно сходит с ума.

В общем-то тема известная ещё до крепостного права о нелёгкой женской долюшке, не только на Руси, но и у других народов. И непонятно почему на обсуждении возник спор, что это только сугубо российская современная история, и что невозможно это представить в Беларуси.

Непонятно, как много в этом альтернативной драматургии, т.к. на эту тему есть пребольшое количество классических  произведений и простых российских сериалов конца 1990-х и начала 2000-х годов. Ну да ладно. И на том спасибо. Режиссёр Марина Исаева показала отличную работу. Из читки действительно получился полу-спектакль. Конечно же, сами актёры проделали колоссальный труд, который действительно можно высоко оценить.
Пьеса  переведена на белорусский язык и будет поставлена в Молодёжном театре. Также премьера этой пьесы состоится в мае 2012 года в Москве в театре им. В.Маяковского с молодым режиссёром Никитой Кобелевым - а это уже автоматически подтверждает, что пьеса достойна внимания.

Интересные вопросы поднялись на обсуждении. Худсоветы игнорируют современную альтернативную драматургию. Программа  обучения БГАИ и отсутствие в учебном плане современной драматургии. Необходимость создания  конкурса альтернативной  драматургии. Надеемся, что всё это не просто содрогание воздуха.



Анастасия Бондарович:

О том, как автор вывалил чужие проблемы на зрителей и все остались довольны
по читке пьесы Дмитрия Богославского «Любовь людей»

Пришла, посидела, получила удовольствие. Места мало, людей много, от этого место на стуле становится ценным вдвойне. Со стула ничего не видно - для задних рядов читка представила собой аудиоспектакль.

Время от времени я вытягивалась и поглядывала на освещенную часть комнаты. Голоса обретали лица и мимику, но в том и талант актера, чтобы интонацией передавать все остальное. Так что смотреть на спину и воображать мне понравилось. И, что важнее, воображать что-то получалось.

Сегодня на Малой сцене РТБД выступила бытовая история, провинциальная не то чтобы драма, но уже не комедия. Семейно-бытовые мотивы, любовь в которых еще больше углубляет бытовую тему, а не тянет к возвышенному.

Была Люся, был Коля, пьяница. Сына два. Один еще не говорит, но уже слышит голос матери: «Мы папку не любим. Он нас не любит. И мы его не будем».

Но Коля вообще-то пропал. И Люся не хочет писать заявление о пропаже мужа, о чем сообщает следователю. Жить она начала, наконец, дышится свободно.

Следователь же в Люсю влюблен. И тут бытовая тема немного нарушается, и, по идее, следующее действие должно было немного взбодрить, но что-то не получилось. «Сереженька, это я его убила. Жить он мне не давал. А ты женись на мне, а?» Сереженька, между прочим, и женится. Через несколько лет и Сережа туда же - пить не начал, а кричит не хуже Коли. И Люся кричит. И всем как-то некомфортно живется, муторно. А тут и Коля призраком появился. Простил Люсю. Зачем простил? Зачем вообще появлялся?

Еще автор подозрительно нелогично выстраивает сюжет, пуская тему как балерину по канату от «запутанно и драматично» до «легко и можно даже сказать легкомысленно». Сюжет-то прост. Люди тоже. Пьяницы, крикуны, кто-то добрый, кто-то нет, все по кухням да комнатам разбрелись и обсуждают. Копаются. Просто и по-мужски смотрится эпизод с убийством - клубок распутывается. Кажется, все, можно прекратить обсуждать и зажить спокойно, тем более что Сережа женился на Люсе. Но нет, они все еще обсуждают. А потом и призрака добавили.

Пьеса получилась хорошая, но копаться в данной ситуации абсолютно не хочется. Автор нарисовал ситуацию, на которую проще закрыть дверь, глаза и уши. Не хочется представлять себя на месте хоть какого-нибудь героя, потому что ни пьяницы, ни крикуны, ни продавщицы, ни даже следователи мне не близки. Его вопросы и представленные проблемы не пробуждают желание их решать. Может быть, из-за отсутствия действия, но пьеса напомнила Дом-2.

Автор, как и все уважающие себя авторы, хотел, чтобы зритель задумался. Но копаться в этом очень не хочется. Я в троллейбусе вижу таких же людей с множеством проблем, которые появляются из-за того, что эти люди почему-то не хотят жить проще.
Досмотрела. Но никаких Люсь и Коль в голове не осталось.

UPD. Исправлены ошибки в имени режиссера и расшифровке САДа.
UPD2. Отзыв об этом впечатлении драматурга Дмитрия Богославского.

Прочитать пьесу можно здесь

САД, современная белорусская драмтургия, впечатления, Дмитрий Богославский, малая сцена РТБД, пьесы, #theatre_by, ЦБДР, impressions, Студия Альтернативной Драмы, драматургия, Центр белорусской драматургии и режиссур, Любовь людей, читка

Previous post Next post
Up