Новая квалификация F1

Mar 19, 2016 11:45

Грустно, когда начинается новый гоночный сезон, но все говорят не про гонки, а про какие-то окологоночные скандалы, в последние годы такое что-то очень часто.
Сейчас вот все загнобили новый формат квалификации с выбыванием худшего гонщика каждые полторы минуты в каждом сегменте. Согласен, выглядело убого, особенно ближе к концу. Руководители команд приносят извинения, гонщики едва ли не вслух называют всё это дерьмом. Но вот вопрос - а виноват ли в этом именно и только формат? Мне кажется, это какое-то лицемерие. Я не претендую на то, что сам всё понимаю и вижу единственно правильным способом, но по-моему принципиальных изменений по сравнению с предыдущими годами вообще не произошло! Ф1 тяжело больна, но главная проблема кроется совсем не в том, когда больше гонщиков находятся на трассе в квалификации - в начале каждого сегмента или в конце.
Посмотрим на результаты квалификации. Много здесь сюрпризов?



В глаза бросается провал Квята, неплохие места Макларена и супер-результат Торо Россо. В целом все оказались на своих местах, и с огромной вероятностью ровно то же самое с минимальными изменениями мы бы увидели и с квалификацией по прошлому формату, и с 12-круговой, и с любой другой.
Зато одна эта картинка по-моему сразу даёт очень много интересной информации, показывающей, что же всё-таки в какой-то момент пошло не так.
Во-первых, самое очевидное: только красная резина, суперсофт. Новые шинные правила со свободой выбора привели к тому, что все ожидаемо и логично выбрали самый быстрый из доступных типов и на нём провели всю квалу. Естественно, кому же охота заранее сливать секунды на медленной резине? Вот только незадача - кол-во комплектов ограничено, поэтому проехать на такой резине много быстрых кругов было невозможно в принципе.
Что имеем: Лидеры потратили в первом сегменте по одному комплекту, в Q2 Мерс также обошлся одним, а вот Феррари, оказавшись после первой попытки на грани вылета, пришлось ставить ещё один новый. В результате в Q3 у них остался только один новый комплект, они показали на нём время и больше решили не выезжать, чтобы сохранить побольше резины для гонки. Совершенно логичное и ожидаемое решение, вот только новая квалификация тут ни при чём, мы такое много раз видели и в прошлом году, и в позапрошлом, и раньше.
Дальше. Скорость Мерседеса относительно всех остальных настолько велика, что они легко обошлись в Q2 одним комплектом, порезвились в Q3 с двумя и на гонку имеют столько же новой быстрой резины, как и Феррари. Виноват ли новый формат квалы в том, что эта команда привозит всем остальным едва ли не секунду уже не первый год?
Что ещё. Видно, что в Рено решили во что бы то ни стало пройти из Q1 в Q2 и потратили на это аж три комплекта резины. После чего им пришлось протошнить один круг на уже использованном комплекте, показать унылое время и благополучно слиться. Если бы вместо них прошёл Заубер, ситуация получилась бы точно такой же. Это проблема квалификации, что у команды всего три комплекта боеспособных шин? Опять же не уверен. А вот проблема самой команды, которая в условиях таких шинных правил просто не смогла позволить себе больше - да, вполне.
Ещё из интересного - Форс Индия, которая за два первых сегмента единственная потратила аж четыре комплекта суперсофта и всё равно не прошла в третий сегмент, как говорят, едва ли не специально, чтобы иметь возможность свободно выбирать шинную стратегию на гонку, а не стартовать на том, на чём было показано время в квале. Только вопрос, а какие у них комплекты-то на гонку остались? Есть ли новый суперсофт? Надолго ли хватит использованного? Вот, опять всё упирается в шины. И такое мы уже раньше видели.

В итоге, я абсолютно уверен, что главными проблемами, убивающими сейчас Ф1, являются две вещи: во-первых, слишком большие разрывы между командами, когда есть безнадёжные аутсайдеры и доминаторы, а многим середнякам приходится из кожи вон лезть, чтобы зацепить хоть что-то, и во-вторых - ужасный, дебильный и имбецильный шинный регламент, который плодит совершенно неадекватные стратегии, ограничивает слишком много свободы и вообще не имеет ничего общего с нормальным спортом. Разных типов резины слишком много, между ними слишком большая разница, и внимания им уделяется куда больше, чем того требуется - твержу об этом уже давно. Взять другие серии: есть Индикар, где типов резины два, один чуть-чуть побыстрее, но глобально это ни на что не влияет. Есть WEC, в котором как бы разные типы тоже есть, но мало кто вообще знает, чем они отличаются друг от друга и уж тем более, на какой резине кто квалифицируется и в каждый момент гонки едет. Это чисто технический момент, который важен только командам для лучшего управления стратегией и совершенно не важен зрителям. А тут все носятся с этими разноцветными колёсами как с божествами и говорят о них едва ли не больше, чем о самих гоночных автомобилях, командах, скорости и так далее. Тошно просто.
Сам по себе такой формат квалификации вполне жизнеспособен. В теории он дарит хорошее шоу в начале каждого сегмента, где раньше царила скука и уныние, он провоцирует гонщиков и команды на косяки и нервы, что повышает интригу, он может дать пару очень неожиданных результатов, которые добавят интереса к просмотру гонки. Но всё это - только при условии, что все команды будут в равных условиях, и у них не будет никаких мерзотных ограничительных факторов типа шин. Эта квалификация пожалуй вполне неплохо зашла бы в том же Индикаре (конечно, там всем хватит ума её не вводить, но это уже другая история) или например в Формуле-Е, где у всех вообще один комплект резины на весь уик-енд, и тот дубовый, так что темп прохождения кругов вообще не падает после одного-двух, как тут. Или в любой другой моносерии, где нет такой гигантской дифференциации, когда ты настолько медленнее, что даже пытаться проехать новую попытку и не вылететь бессмысленно. А в Ф1 же в её нынешнем состоянии и с её нынешним регламентом это и правда привело к тому, что мы видели - полное позорище в Q3, взвешивание гонщиков за пять минут до клетчатого флага и полное отсутствие хоть какой-то борьбы. Очень странно, что никто не мог такого предусмотреть, очень обидно, что всё идёт наперекосяк с самого начала, и очень грустно, что в одном из моём любимых видов спорта всё по-прежнему так печально, но реальные проблемы не решаются, а идёт какая-то борьба с ветряными мельницами.

Автоспорт

Previous post Next post
Up