Если бы Рентген жил в наши времена, он даже не защитил бы докторскую. Бытует такое мнение среди ученой публики. Мол, он опубликовался всего-то во второсотрном малоизвестном журнальчике. А получил в итоге первую в истории нобелевскую премию. Прошло 110 лет, и на помощь старой-доброй лучевой трубке пришли информационные технологии.
Для полного осознания масштабов пропасти взгляните на первый в мире рентгеновский снимок:
и на современную компьютерную томограмму носа, к примеру:
Помимо того, что для облегчения диагностики самых редких заболеваний уже применяются технологии, на которых создаются фантастические фильмы, в быт наших медиков прочно входит телемедицина, и это один из главных факторов развития всей области на мой взгляд.
Давно уже не имеет значения, где сделан снимок или проведено обследование, результаты могут видеть врачи по всему миру, обмениваться опытом, строить гипотезы, проводить операции он-лайн. Все мы недавно стали свидетелями того, как Лео Бокерия из Москвы направлял пермских хирургов в какой-то уникальной операции на сердце.
Если смотреть более глобально, главное в телемедицине - это, конечно, образование. Студенты мед ВУЗов теперь могут получать огромный пласт видеоинформации от великих умов, интерактивно присутствовать на операциях, накапливать эти знания и выходить на все более высокий уровень профессионализма. Год назад КРОК оснастил Якутский государственный университет системой телемедицины. Казалось бы, обычная видеоконференцсвязь, которую сегодня часто выбирают наши заказчики для удаленной связи с партнерами, здесь приобретает совсем иное значение. В Якутии полно улусов, добраться до которых можно только на вертолете, а случаи бывают разные. По видеосвязи врачи из самых неопределенных на карте мест могут общаться с профессорами ЯГУ во время операций. Кто знает, будь такая возможность 60 лет назад, может, и не пришлось бы Леониду Рогозину самому себе вырезать аппендицит в Антарктиде.
Здорово, что российские медики пользуются информационными технологиями, что мы активно внедряем их и в ведущих институтах и в обычных больницах. Ведь наши умы самые ценные, но чтобы их удержать, новому поколению специалистов важно видеть перспективы науки в России.