О снобизме и снобах

Jan 14, 2015 11:03

Прежде чем писать на столь чувствительную тему, определимся с терминологией. Что же такое - снобизм? По определению словаря - это претензия на высокую интеллектуальность, изысканный вкус или авторитетность в какой-то области, и при этом надменное отношение к тем, кто якобы лишён этих достоинств.
Самая, пожалуй, известная история о снобизме изложена Андерсеном в его «Сказке о голом короле». Помните, два жулика подряжаются сшить королю наряд из такой тонкой ткани, что её не способен разглядеть взгляд глупца. Придворные снобы, не желая прослыть глупцами, понимающе оценивают новый наряд короля, и только мальчишка, не усвоивший правил этой игры, опускает всех на землю возгласом: «А король-то голый!».

Но то - сказка. В действительности всё происходит по такой вот приблизительно схеме. Два пройдохи договариваются с плодовитым нищим художником о покупке всех его картин. Картины, между нами говоря, - дрянь, никто их не покупает. Ещё лучше, если это будет не художник, а его несчастная вдова, наследница пыльного хлама, сваленного где-нибудь на чердаке. Желательно также, чтобы почерк бедолаги был узнаваем, чтобы во всех произведениях прослеживался некий стиль. Всё!

Став согласно подписанному договору владельцами картин, пройдохи очищают их от пыли, обрамляют в дорогие рамы и выставляют, скажем, три из них на какой-нибудь аукцион средней руки. На этом этапе важно, что картины попадают в каталог аукциона. Перед началом аукциона в местной прессе появляется заказной материал дискуссионного характера о неизвестном самородке с упоминанием заумного термина, определяющего его творчество, скажем, «сюитивный вербализм».

Понятное дело, на картины никто не обращает внимания, как уже говорилось, картины - дрянь. Но за одну из них разыгрывается шулерский торг с участием подставных «ценителей» сюитивного вербализма. И она в результате уходит за неожиданно высокую цену. Неожиданно - для организаторов аукциона, конечно, если они не в доле. Владельцы картины получают все три, включая «проданную», картины обратно, а статья их расходов пополняется процентами, выплаченными аукционерам.

На следующем аукционе, классом повыше, история повторяется, умножая убытки. Но! Уже появились знатоки и теоретики нового направления в живописи. Уже солидная газета разразилась негодующей статьёй (что бы ни говорили, лишь бы говорили). Уже на выставке можно встретить посетителей, глубокомысленно застывших у одного из «шедевров» новоявленного гения.

И вот, засветившись на нескольких таких аукционах и вернисажах, одна из картин действительно продаётся, и продаётся за большие деньги, сразу оправдывая затраты и на вдову с картинами, и на дорогие рамы, и на труд журналистов, и на проценты аукционерам. С этого момента жуликам остаётся только потирать руки и получать прибыль с операции. А богатым снобам - оплачивать их красивую жизнь.

Это, повторимся, схема. А вот пример из жизни. В 60-е годы прошлого века встал вопрос о ремонте помещений Парижской оперы. Поскольку театр нуждался не только в ремонте, но и в оживлении интереса к нему со стороны публики, министр культуры Франции принял скандальное решение - он отдал заказ на роспись центрального плафона художнику Марку Шагалу. Вот уж скандал, так скандал! Здание классической архитектуры будет расписывать авангардист! Во Франции, с присущим ей антисемитизмом, это сделает еврей родом из Витебска!

Но расчёт министра оправдался. И оправдывается по сей день - театр заполняется не только во время вечерних спектаклей ценителями музыки, но и в дневное время любителями живописи. Туристы валом валят за скромную, по сравнению с ценой билетов на вечерние спектакли, плату осмотреть скандальный плафон.


Если взглянуть на плафон прищуренными глазами, роспись выглядит ярко и празднично. Если же раскрыть глаза пошире, придётся обратить внимание на сюжет росписи. Авангард - это очень на любителя! Голубая коза, танцовщицы искажённых пропорций, монолитная глыба Эйфелевой башни, парящие толстые существа с пельменеобразными крыльями. И это всё в обрамлении золотой лепнины 19 века. Те, которые понимают, какое отношение имеет витебская коза к классической музыке, многозначительно закатывают глаза. Те, которым эта связь невдомёк, тоже закатывают, кому же хочется выглядеть глупцом? И только нету на них Андерсеновского мальчика.

Можно по-разному относиться к современной живописи, можно её принимать, можно отвергать. Можно по-разному относиться к классической архитектуре. Но, как говорит один мой знакомый латыш, «причём тут одно с другим»? Это всё равно, как если бы тенор, прервав партию Отелло, авангардно закукарекал петухом, а зритель надел бы смокинг на вышиванку, заправив брюки с атласным лампасом в яловые сапоги.

Великолепны полотна Левитана. Картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре» вызвала на выставке фурор - посетители пытались заглянуть по ту сторону холста, подозревая, что там спрятана свеча. Глядя на зимние солнечные пейзажи Юона, хочется надеть тёмные очки, настолько ослепителен снег, написанный обычными цинковыми белилами.

Но как был бы скучен мир, в котором царила бы только классическая музыка Моцарта и Бетховена, а художники творили исключительно в манере Эпохи Возрождения, мир без гениальных джазовых импровизаторов Джона Колтрейна и Оскара Питерсона, мир без картин постимпрессиониста Говарда Беренса и фантазий сюрреалиста Дали, без фильмов итальянского неореализма режиссёров Антониони и Феллини!

Вот народные целители лечат вопреки медицинской науке, и лечат успешно. Но на одну бабушку, способную реально заговорить грыжу, приходится сто шарлатанов с благовониями и колокольчиками. Их тоже кормят такие же снобы, как и те, что однозначно отнесли картину с названием «Опус №6» к неоэкспрессионизму. Им, правда, не сказали, что этот опус создал ишак хвостом, предварительно опущенным в краску.

Читающим эти строки хочу предложить в виде развлечения игру. Угадайте, за какие три из четырёх представленных картин снобами были уплачены миллионы, и какую одну из них Ваш автор готов уступить за скромные 50 евро?






Нет, какие бы заумные теории ни выдумывали пройдохи - искусствоведы, никто не заставит меня признать «Чёрный квадрат» Малевича шедевром мировой живописи или узреть потаённый смысл в новаторской постановке «Евгения Онегина», в которой Татьяна пишет своё письмо, сидя на унитазе. Ибо презираю снобов, и будь на то моя воля, включил бы снобизм в список смертных грехов. Увы, не дано.

Оставить комментарий на сайте:

http://dvapalca.lv/?p=2047

искусство, сноб, картины, импрессионизм, авангард, снобизм, шагал, живопись, аукцион

Previous post Next post
Up