Всем хороша была прошлогодняя сибирская Лужба. Невероятное количество снега и крепкие морозы за 35 градусов ниже нуля. Лесные тропы среди заснеженных елей вверх и непродолжительные, но очень кайфовые скатки вниз. Спартанское жилье без связи и «этих ваших фейсбуков», тоже идет в однозначный плюс. Одного момента только не хватало.
Настоящих гор, чтобы была и высота со странными ощущениями в первые дни, и солнце, и забавный, впоследствии сильно раздражающий коллег по офисной работе, горнолыжный загар.
И тут предложение в Киргизию, в совершенно неведомое доселе место со смешным названием Жыргалан… Тянь-Шань, хребет Терскей Алатау. В голове сразу возникают мультяшные облачка-мысли со словами «Средняя Азия», «восточная сказка», «пик Победы», «Хан-Тенгри» и почему-то целых несколько штук «лошадь Пржевальского». Ну будоражит же! Надо ехать и смотреть своими глазами, чего уж тут рассуждать…
2. Решил сэкономить и взял билеты Москва-Бишкек сильно заранее, на какую-то локальную киргизскую авиационную маршрутку. Официальные контакты представителей авиакомпании в Москве - это два личных мобильных телефона и «корпоративная» почта на бесплатном mail.ru. Что сказать, было несколько тревожно, особенно за чехол со снарягой.
Ну и конечно же, за месяц до вылета Аэрофлот выкидывает билеты с включенным багажом всего на 1000 рублей дороже, чем купил я за полгода. А без багажа, с бесплатным провозом горнолыжного снаряжения, так вообще на 2 тысячи дешевле. Я, в принципе, вписываюсь в один «бесплатный» лыжный чехол 23 кг и ручную кладь 10 кг. С трудом, но вписываюсь. В итоге достаточно сомнительная экономия получилась.
Объективности ради, киргизская авиакомпания довезла и меня, и снаряжение без замечаний, только опоздали на полчаса что туда, что обратно. Зато кормили вполне прилично в полете.
Дальше встреча с первой частью команды в аэропорту Бишкека и семичасовой трансфер на праворульной Тойоте в Каракол (бывший Пржевальск). Заселились в гостевой дом «Алаколь» около 14 часов дня. Горы встают стеной буквально сразу за окраиной города:
3. Была предпринята отчаянная мысленная попытка поехать на горнолыжку в этот же день, но с учетом необходимости получасового трансфера из города до подъемников и закрытием канатных дорог уже в 16 часов, попытка с сожалением была признана нежизнеспособной. Хотя кто-то уже встегивался одной ногой в снаряд.
Вместо этого получилась вечерняя, вполне себе этнографичная прогулка по Караколу, которая заслуживает отдельного рассказа как о городе, так и о стране в целом.
Про саму горнолыжку тоже расскажу отдельно. Знаю людей, кто кривит нос, что мол уже выросли из катания по подготовленным трассам, особенно если речь идет про небольшие локации. А мне нравится приезжать на неизвестный доселе горнолыжный курорт. Они все разные и я их коллекционирую:
4. Досочная часть каракольской дрим-тим, изображает на камеру суровых фрирайдеров. На трассах, кстати, ни за кем не угнаться:
5. В Караколе мы провели два дня, и основная цель была - раскататься, немного привыкнуть к высоте, предстоящим нагрузкам и проверить снаряжение. На скитуре ходили вооон на тот плоскач слева на кадре, куда виднеется снегоходная тропа и от которой начинается гребень в сторону пика Пржевальского. С этой точки можно достаточно интересно катнуть по восточным склонам:
6. В обед настоящее пекло, особо морозостойкие раздевались до маек. А вот высота, хоть и небольшая, всего-то около 3300 метров, немного придавила в первый же день почти все наши изнеженные равнинами организмы. На самый верх в первый день не пошли:
7. Спуск на восток. Есть пара следов до нас, но свежего снега еще полно, чем мы и воспользовались с огромным удовольствием.
Вообще, вот эти восточные склоны могут вполне себе бодро сходить, но в нашем случае отсутствие снегопадов и погодные условия привели к трансформации всего снежного покрова в несвязанную «труху». Катать, кстати, по такому снегу одно удовольствие.
Выкат к подъемникам тут идет по маленькому гребню с небольшим уклоном, где наши предшественники натоптали тропу и по которой я спустился на сплитборде в режиме ходьбы (как на лыжах). Набрал по обледеневшей тропе какую-то совершенно дикую скорость, но достаточно долго держался в вертикальном положении, растопырив палки в разные стороны и вспоминая опыт школьных лыжных походов. В конце концов все-таки разложился, но почему-то вот этот спуск на недолыжах запомнился и принес удовольствия не меньше основного спуска. Иногда так бывает:
8. На второй день все же забрался на самый верх и посмотрел на обратную сторону. Склоны вполне себе катабельные, только выходить к подъемникам придется с большой долей вероятности на камусах:
9. А потом - вжуууух - и вечерний телепорт в Жыргалан, в места космической красоты. Снежные горы, от которых нельзя оторвать глаз, сине-зеленые, невероятных размеров тянь-шаньские ели, глубокие сугробы и вот это вот все:
10. Сначала чуть-чуть технической инфы. Жыргалан - поселок в шестидесяти километрах от Каракола, в переводе с киргизского «Веселая яма» или «Долина радости». Уверен, что яма веселая, а долина радостная исключительно по причине особых климатических условий, благодаря которым осадков в виде снега там выпадает существенно больше, чем в соседних долинах. Такая локальная киргизская Лужба получилась, да будут благословенны эти места.
Жили мы на фрирайд-базе Алаколь, у тех же хозяев, что и в Караколе - Эмиля и Гульмиры. Эти люди лет пять назад, вместе с единомышленниками, решились сделать почти невозможное - запустить зимний и летний туризм в умирающем шахтерском поселке, в не самой богатой среднеазиатской стране. И вы знаете, у них получилось. Причем «получилось» - это не означает, что был просто построен гостевой дом.
Кто часто путешествует наверняка встречался с местами, которые получаются очень красивыми на фотографиях условного букинга, но не очень приспособлены к реальным условиям. Особенно это касается всяких походных и лыжных активностей. Например, отсутствие возможности не просто просушить снаряжение, а просто повесить куртку на крючок, как это было у меня в этом году, в Гудаури. Так вот, это все не про Алаколь.
Тут понимают немного нестандартные запросы людей, набравших пешком за день 1000 метров по высоте и наевшихся снега досыта. Начиная от вкусного ужина, бани, холодного пива и заканчивая сушилкой для снаряжения. Тут уделяют внимание важным деталям, таким как всегда доступный кипяток и чай в любых количествах. И это вовсе не ерунда, это дорогого стоит в конце катального дня.
Также тут помогают решать всякие нестандартные вопросы, связанные с заброской в какую-нибудь далекую пердь, например. Тут нас понимают и помогают за вполне разумный прайс.
В общем, место и людей рекомендую категорически!
11. Про команду. Тут я верен себе, в этот раз снова SnowSense. Мне нравится подход ребят к атмосфере внутри группы, к организации быта и к безопасности. Хоть я и говорю при прощании: «Андре, нам нужны большие углы!», но мне все равно нравится, что меня немного притормаживают и отправляют по более безопасной линии, после проседания ветровой доски наверху.
12. Наконец-то приезжают оставшиеся ребята, кто решил обойтись без предварительной раскатки в Караколе и прилететь прямо к началу программы. 4 часа самолет, 8 часов трансфер, приехать в 11 вечера и в 9 утра выйти на гору. И все это с учетом 3-часовой разницы во времени. Железные люди!
13. Осенью немного привел себя в форму и сбросил запас с боков, который копил несколько лет на случай вирусной пандемии. Очень понравилось собственное самочувствие на маршрутах. У меня и раньше неплохо получалось ходить, а теперь по внутренним ощущениям вообще огонь! Тут ведь все участники бодры невероятно, как бы не отстать.
Не отставал и делюсь вот радостью :)
14. Про горы. Они тут невероятно хороши. В который уже раз убеждаюсь, что горы везде разные и везде прекрасны по-своему. Ну никак нельзя даже пытаться сравнить Кавказ с Тянь-Шанем или с Хибинами.
15. В Жыргалане, помимо стандартных гостевых домов, можно жить вот в таких юртовых лагерях. Конкретно в этом какие-то иностранцы жили, которых немало скитурит в этих краях.
С нами в Алаколе тоже жили буржуйские собратья по увлечению, и они отличаются от наших групп. Во-первых, они все старые взрослые, молодежи я почти не заметил. Во-вторых, они вечерами бухают так, что нашим и не снилось. Алкогольную репутацию наших соотечественников тут спасает только наличие на карте Нижнего Тагила. Ну и в-третьих, они все в неплохой физической форме, которая позволяет им наутро быть огурцами. Немного помятыми, но все же огурцами
16. С погодой повезло, я считаю. Даже в немногочисленные дни снегопадов удавалось найти интересные линии на спуск
17. Не просто интересные линии, а одна из самых запоминающихся лично для меня скаток получилась именно после снегопада:
18. Этот удивительный момент, когда снег уже закончился и из-под облаков начинает проглядывать солнышко. И лучами так светит. Невероятной красоты был подъем среди засыпанных снегом елей. Только вот фотоаппарат внезапно вспотел ну вообще во всех местах. Запорол все фотки, так что просто поверьте на слово:
19. Вот подъемная тропа на отрогах горы Чункуртор. Следы не наши, мы поднялись чуть выше и вполне успешно раскатали снежные поля левее на фотографии (орографически правее)
20. Про лавинную обстановку. Столько раз слова «фасеты» я не слышал ни разу до этого. Кто-нибудь загребал полную пригоршню снега и говорил остальным - смотрите, фасеты! И все кивали, такие, с умным видом :)
Ладно, смех смехом, но было все одновременно и плохо, и хорошо. Почти весь снежный покров состоял из несвязанного, рассыпчатого снега кристаллической формы, по которому все верхние, более-менее связанные слои должны сходить. Именно это происходило и происходит в этом году в Гудаури, когда после малоснежного начала года, поверх несвязанного слоя, превратившегося в труху, выпало большое количество осадков. У нас же верхних слоев, способных сойти, фактически не было.
После снегопадов немного напряглись, яму вон выкопали и ограничили углы склонов. Андрею, нашему дримтимлиду, вообще свойственно очень осторожное отношение к лавинной безопасности. Так мне и не удалось уговорить его катнуть Таштобе с самого верха в последний день :)
21. Долго думали про день отдыха в середине программы, но в итоге все равно поехали катать в соседнюю долину Боз-Учук. Только половину пути, метров на 600 по высоте, нас затащили местные лошадки. Такой фрирайд, в формате horse backcountry. Искренне надеюсь, что эти небольшие, но выносливые существа именно те самые лошади Пржевальского
22. Мне дали серую лошадь по имени Зебра, которую я в итоге загнал. После того, как научился в прошлом году в Башкирии ими управлять, то спокойно ехать уже не могу. Обязательно нужно гарцевать, как Д’Артаньян, да еще и успевать снимать картинки с разных ракурсов.
Рабочая лошадь стоит 50 тысяч сом (48 тысяч рублей). Когда местный провожатый спросил сколько стоит хороший новый сплитборд, то я немного замялся с ответом. Нормально упакованный по последней моде райдер может нести на себе небольшой табун из гортекса и карбона :)
Последние 100 метров до финиша мое транспортное средство забуксовало, вспотело, стало тяжело дышать и двигаться вперед отказалось категорически. Пришлось спешиваться и идти ногами. Ну а в конце, совершенно неожиданно выяснилось, что моя прекрасная лошадка Зебра вовсе не лошадка, а конь. Зёбр.
23. Невероятно классный формат, очень понравился. А уж насколько видовая прогулка получилась, словами и картинками передать сложно. Будет возможность попробовать, соглашайтесь без раздумий.
24. Красота! Все-таки формат ски-тура дает максимальное чувство единения с зимними горами:
25. Вы никогда не увидите, как я катаюсь, потому что я всегда буду с другой стороны фотоаппарата :) Таких идиотов, что таскают с собой в горы полуторакилограммовую зеркалку, вообще единицы:
26. Один из самых длинных и вкусных спусков за программу. Нам в самый низ, в деревню в верхней правой части кадра:
27. Деревенские пацаны, с которыми мы познакомились, пока ждали машину на выброску. Что они творят на этих санках, толкаясь своими шампурами - нужно видеть! Даже соревнования устроили за конфетные призы, где была небольшая спортивная драма, когда очевидный лидер на финишной прямой не справился с управлением, ушел в занос и потерял все шансы на призовые места.
28. Кормили от пуза. Названий всех блюд я уже и не вспомню, потому что каждый день было что-то новое, со своим местным названием. Вкусно абсолютно все!
Вечерами на базе смотрели фильмы (почему-то заходил треш вроде «Диких историй»), играли в крокодила, болтали за жизнь. Получил тут самое сложное на своей памяти задание для крокодила, нужно было пантомимой показать слово «аббревиатура». Но аудитория была далеко не лыком шита и разгадала-таки все мои странные телодвижения:
29. А наутро опять в горы, ловить свой кайф.
«Упахаться вверх, запороть спуск вниз, сожрать все в столовой, выпить бутылку пива и весь вечер играть в какую-нибудь глупую игру. Ну не это ли счастье?» (с) Даня
30. Прекрасная получилась поездка, просто прекрасная. С очень правильным и долгим послевкусием. Горы до сих пор не отпускают
Еще про зимние горы, горные лыжи и сноуборд:
Кировск в апреле. Закрываем сезон Лужба. Поднебесные Зубья. Честный фрирайд без канаток, ратраков и прочей механической нечисти Шерегеш. Первый горнолыжный курорт России или колхоз, застывший в 90-х? Фрирайд с головой. Школа SnowSense Типичный день фрирайд-школы