Армения. Технический пост

May 29, 2017 09:58

В этом посте вся информация о том, что нужно для поездки в Армению. Армянские гаишники и количество ям на дорогах. Извилистый путь между таможенником и пограничником, который вас ждет на границе.

Маршрут по дням и количество километров, которые намотаются на колеса. Гостиницы, квартиры и гостевые дома. Сколько стоит заправить машину и есть ли там бензин вообще. Чем кормят в армянских ресторанах, что такое тжвжик и нужно ли пробовать хаш.

Курс обмена валюты и берут ли мобильники. Какой поставить навигатор и где взять карты.

Маршрут.
Прошлогодняя Грузия при всей своей великолепности выявила один существенный недостаток в подобном формате автомобильного семейного путешествия, а именно малое количество дневок. Получается одна сплошная гонка, даже если планировать небольшие дневные пробеги. А мы не хотим гнать, мы хотим наслаждаться и погружаться. Поэтому в этот раз мы запланировали большое количество сдвоенных ночевок.

Да, я понимаю, что такие сдвоенные ночевки подойдут не на любом маршруте, но для маленькой Армении такой вариант оказался вполне оптимальным. В конце концов, при таком подходе часть команды может сказать: «Я завтра в машину не сяду, хоть убейте!», а другая часть, высунув от усердия язык, отправится по запланированным точкам интереса.

Получилось следующее:

29.04.2017 Москва - Пятигорск. Пробег - 1700 км.
Доездинг. Экстра-путешественники получают удовольствие даже от доездинга. Мы - пока не они, но в душе уже есть предвкушение начинающихся приключений.

30.05.2017 Пятигорск - Тбилиси. Пробег - 400 км.
Проходим границу с Грузией. Если успеваем, то вечером гуляем по Тбилиси

01.05.2017 Дневка в Тбилиси. Пробег - 0 км.
Гуляем по городу, катаемся на канатке и фуникулере, вечером идем в серные бани.

02.05.2017 Тбилиси - озеро Севан. Пробег - 200 км.
Граница Грузия - Армения. Макараванк, Иджеван, Агарцин

03.05.2017 Дневка на озере Севан. Пробег - 0 км.
Айраванк, Норатус, Севанский перевал

04.05.2017 Озеро Севан - Джермук. Пробег - 170 км.
Через Селимский перевал. Караван-сарай, Смбатаберд, Ехегис, Джермук

05.05.2017 Дневка в Джермуке. Пробег - 0 км.
Водопад Шаки, Зорац Карер, Воротаванк, мост Мелик Танги

06.05.2017 Джермук - Горис. Пробег - 150 км.
Пещеры рядом с Горисом

07.05.2017 Горис - Ереван. Пробег - 250 км.
Хндзореск, Татев, Нораванк, Арени (винзавод)

08.05.2017 Дневка в Ереване. Пробег - 0 км.
Гуляем по городу, щупаем курящую женщину и забираемся на Каскад. Вторая половина дня - пещерный храм Левона

09.05.2017 Дневка в Ереване. Пробег - 0 км.
Крепость Амберд, подъем на Арагац сколько сможем, в поисках правильного хаша, Гарни, базальтовый орган

10.05.2017 Ереван - Сигнахи. Пробег - 380 км.
Возвращаемся в Грузию через Пушкинский перевал, дальше срезка на Дзюрагюх

11.05.2017 Дневка в Сигнахи. Пробег - 0 км.
Вашловани одним днем. Ловим черепах, уворачиваемся от змей

12.05.2017 Сигнахи - Кропоткин. Пробег - 800 км.
Проходим границу Грузия-РФ

13.05.2017 Кропоткин - Москва. Пробег - 1300 км
Отъездинг. Даже экстра-путешественники не могут получать удовольствие от отъездинга

14.05.2017 Запасной день

Это уже фактический маршрут, плановый был несколько плотнее. Но только на месте случается так, что канатная дорога на Татев в день твоего планового посещения может выглядеть несколько туманно:

Понятно, что в этот день поездку на канатной дороге пришлось отложить. Однако вместо Татева получилась совершенно незапланированная, но очень классная прогулка по Горису с забегом на соседнюю вершинку в короткое погодное окошко:

Или брод к крепости Смбатаберд я не смог перейти в болотных сапогах и не рискнул штурмовать его на машине. Подъем пешком съел добрых полдня и на следующую точку мы уже не успели. Но эта пешая прогулка стала одной из изюминок путешествия и я очень рад, что майская речушка не дала мне забраться туда на машине:

Кроме того, жизнь в очередной раз внесла свои корректировки в виде взбунтовавшегося прямо на Военно-Грузинской дороге автомобиля, который явно не хотел уезжать из этого прекрасного горного района, и что повлекло за собой эвакуацию до славного города Тбилиси и долгие поиски в автосервисе этой ненужной запчасти. Этот форс-мажор сожрал не только мой запасной день, но и следующий рабочий понедельник, который я провел в дороге.

Дорога.
Выезд из Москвы на майские праздники - это всегда небольшой армагедец. В прошлом году мы вляпались абсолютно во все пробки по многострадальной М4 и очень не хотели повторения этого бессмысленного стояния в направлении отдыха. В этот раз выехали в 3-40.

Это очень сложно выезжать в 3-40 субботы после рабочей пятницы, я вам так скажу. Но получилось. Пробка была только одна и это не известное всем Лосево, которое мы проехали абсолютно без задержек. Ремонт М4 сейчас идет почти под Ростовом-на-Дону, чуть не доезжая поселка Красный Колос. Но и эту пробку получилось объехать, свернув по указателю «Страусиная ферма» (GPS 47.462781, 39.972929) и выехав на трассу около развязки на Новочеркасск. Под Воронежем, в обход Новой Усмани открыли платный участок, что очень порадовало.

С двумя часовыми остановками в достаточно живописных местах на завтрак и обед, в районе часа ночи приехали в Пятигорск. Жили в отеле «Гермес» заплатив 3000 за четырехместный номер. Вполне нормальная гостиница на трассе «Кавказ» с очень неплохой столовой прямо в здании.

На обратном пути ночевали в Кропоткине, в отеле Кавказ. Полулюкс стоит 2500 рублей, где вполне комфортно могут переночевать 4 человека. Обычный транзитный ночлег без изысков. Персонал несколько неприветлив, включённый в цену номера завтрак выдать на 40 минут раньше начала раздачи отказались. Но в принципе остановиться можно.

Граница.
На границе с Грузией, в Верхнем Ларсе, были в 12-20 часов 30 апреля. На нашей стороне работали все линии на выезд из РФ, и наша сторона сработала даже быстрее грузинской, что приятно удивило. В 13-00 мы въехали в Грузию. Про особенности прохождения грузинской границы я писал в прошлогоднем техническом посте по Грузии.

В Армению мы въезжали и выезжали через КПП «Баграташен» днем, 2 мая. Дорога что со стороны Грузии, что со стороны Армении вполне приличная для любого транспорта. Люди, с которыми общались в Армении, жаловались на очень плохую дорогу со стороны Грузии на другом КПП (на каком именно не запомнил, к сожалению).

Виза для граждан РФ и СНГ не требуется. Из документов необходим загранпаспорт, водительское удостоверение и свидетельство о регистрации. Если не собственник авто, то должна еще быть доверенность с правом вывоза авто за границу (у меня не спрашивали). По паспорту РФ въехать пока нельзя, несмотря на все новости, что якобы уже можно. Возможно, что в скором времени тут что-то изменится.

Для машин на номерах РФ необходимо заплатить «временный ввоз» в размере 14000 драм (1700 рублей). Сначала оплачиваешь квитанцию, затем с квитанциями оформляешь этот «временный ввоз» у таможенника в соседнем окне. При оплате принимают любые наличные деньги, мало того, на границе был самый лучший курс, который я видел в стране. Но тогда менять, конечно же, я ничего не стал, понадеявшись на лучшие условия дальше по маршруту.

Этот «временный ввоз» необходимо «погасить» при выезде в отдельном окошке в самом начале (бумагу забирают себе). Бесплатно.

Говорят, что раньше тут активно работали «помогалы», оформлявшие документы на армянском языке за отдельную мзду. Кроме того, раньше нужно было платить на выезде «погашение» временного ввоза. Сейчас ни «помогал», ни оплаты на выезде.

Кроме того, нужна ОСАГО, которая оформляется в многочисленных киосках сразу после КПП. Естественно, что пытаются оформить как можно дороже и на самый длительный срок. Мне изначально выкатили цену в 15000 драм (1800 рублей) на 15 дней. После слов, что страховка на мою машину стоит 5000 драм (600 рублей) на 10 дней, страховщик поскучнел, но без лишних вопросов оформил полис. Страховые компании в Армении работают российские, Росгосстрах и РЕСО, например.

Перед поездкой проверьте примерную цену полиса на сайте армянского Росгосстраха, чтобы быть в теме. Сам полис выглядит обычной ксерокопией, а не как у нас - красивой розовой бумажкой. На ОСАГО не забивайте, у меня проверяли два раза.

Все. Загранпаспорт, водительское удостоверение, свидетельство о регистрации ТС, «временный ввоз», ОСАГО и вы в Армении и можете ехать дальше, навстречу приключениям и красотам.

Все это оформление занимает некоторое время, но по причине того, что машин не было практически вообще, достаточно маленькое. У нас ушло чуть больше часа.

Когда ехали обратно, то машин опять практически не было, и армянскую границу прошли очень быстро. Грузинский таможенник на вопрос о превышении нормы на алкоголь получил в ответ незамутненный взгляд моих честных-пречестных глаз и пропустил без осмотра. Хотя, говорят, что грузины достаточно нервно относятся к ввозу в Грузию алкоголя.

Ну и чтобы закрыть тему границ, расскажу про границу Грузия-РФ 14 мая. Если коротко, то Грузия - 15 минут, РФ - 10 минут, хоть и попросили выгрузить вещи из багажника. У нас работают все линии, все быстро и четко. Был приятно удивлен.

Особенности движения и ПДД
Ограничение скорости в Армении, как и у нас, 60 км\час в населенном пункте, 90 км\час за пределами населенного пункта и 110 км\час на автомагистрали. Можно нарушать в пределах +10 км\час к ограничению. Армяне не лихачат и едут в населенном пункте даже не 60, а всего лишь 50 км\час. На трассе, соответственно, все едут 80 км\час. За все время видел всего пару летчиков, что очень удивило.

В центре Еревана едут чуть плотнее, конечно, по причине большого количества машин, но до бибикающего хаоса, который творится на улицах Тбилиси и Батуми, очень далеко. Я не испытывал абсолютно никаких проблем.

Включение ближнего света фар необязательно. Я, со своей привычкой включать даже передние противотуманки, выглядел белой вороной. Люди пару раз интересовались причиной такой иллюминации.

Навигация.
В очередной раз планшет с бесплатной версией Osmand и предварительно загруженными картами. Дополнительно выдернул из SAS.Планеты и добавил в Osmand в качестве альтернативного источника, топографические и спутниковые карты отдельных участков, но они не понадобились. Загруженный на смартфон перед поездкой Maps ME не запускал ни разу.

Валюта.
Армянские рубли называются драмы, а копейки - лумы. Из-за мизерной покупательной способности ни одного лума в обращении я не видел и даже не знаю, как они выглядят. 1000 драм на момент нашей поездки стоили порядка 120 рублей. Все, что меньше 1000 драм - монеты. Перед поездкой всем на телефоны поставил конвертер валют. Удобный, рекомендую.

Кредитные карты берут не везде, хотя в Ереване проблем не будет. В любом случае советую иметь с собой наличные.

Бензин.
Вся Армения ездит на газе и большинство заправок - газовые. Сетевых бензиновых заправок не видел вообще и складывается впечатление, что люди покупают бочку, закапывают ее в землю и садятся на эту бочку верхом с заправочным пистолетом - торговать бензином. Карты не принимают практически нигде, заправился по карте только один раз, в Ереване. Но к качеству топлива претензий никаких нет.

Цена литра 92 бензина в мае 2017 была 380 драм (44.4 рубля), 95 - 400 драм (46.7 рублей). На картинке заправка уровня выше среднего, почти VIP:

Качество дорог.
Асфальтовые дороги хорошие только рядом с Ереваном. Но любому, кто в России выезжает за пределы МКАД и съезжает с федеральных трасс, никаких особых откровений не будет. А тому, кто был в Рязанской области, в районе Ряжска, так вообще все дороги покажутся идеальными.

Есть живописные серпантины:

Есть дороги, стрелой уходящие к заснеженным вершинам:

Есть дороги, змейкой проходящие между красных скал:

Есть дороги, на которых вспоминаешь, что такое зима и сугробы:

Есть дороги вдоль озера, которое похоже на маленькое море:

Разные есть дороги…

Язык.
По-русски говорят практически все. Подавляющее большинство вывесок дублируется на русском.

Жилье.
Все ночевки предварительно забронировал на booking.com, но, как обычно, нигде не оставлял номер кредитки и не вносил предоплаты. Также в этот раз забронировал квартиры в Тбилиси и Ереване через Airbnb.ru Немного меня пугала полная предоплата, но все оказалось без каких либо проблем.

На озере Севан жили фактически на турбазе, прямо на берегу. Снимали отдельный домик на четверых. На Севане ситуация с жильем несколько странная, частенько встречается откровенный треш. Но это место рекомендую, к тому же тут оказался очень неплохой ресторан:

В Джермуке снимали апартаменты в центре. Внешне здание выглядит несколько ободрано, но к самим апартаментам замечаний нет. Не работал, правда, интернет и телевизор, но звонить хозяину не стал. Я же с семьей ехал, а подростковый вконтактик - адское зло.

В Горисе жили в отеле, где нас откровенно развели в ресторане. Покормили без меню, а потом выставили счет, почти в два раза превышающий любой обед или ужин в Армении за все время поездки. Ну, то есть не то, чтобы совсем развели, я тут сам виноват и немного расслабился. Но я очень не люблю подобные выкрутасы. Из этой же серии разговоры за какую-нибудь услугу - сколько стоит? - да сколько не жалко. А потом, сколько не заплати, это «сколько не жалко» всегда будет больше.

Забегая вперед, скажу, что этот недоразвод в виде двойного счета за обед, оказался единственным недочетом за всю поездку.

В Ереване снимали квартиру в сталинском доме с новым ремонтом на улице Абовяна, в двух шагах от центра. Я когда-то жил в общаге с высокими потолками и пока не купил лестницу для того, чтобы поменять лампочку в верхней люстре, приходилось сажать жену на плечи. В этой квартире для того, чтобы поменять лампочку, на плечи пришлось бы посадить вообще всю семью. Метра 4.5 высотой потолки, наверное. Квартира очень хороша, рекомендую.

Средняя цена на комфортное жилье на четверых (с отдельными комнатами) на сутки получилась 20 - 25 тысяч драм, что в переводе на наши рубли от 2400 до 3000. Безусловно, можно найти существенно дешевле. Я вообще с ностальгией вспоминаю времена, когда мы могли вместе с детьми поместиться в обычный двухместный номер. Сейчас такой фокус уже не прокатит - растут.

Цены на еду.
Поужинать на четверых без особых ограничений в любом месте (кроме Гориса, чтоб его) с бутылкой вина получалось в пределах 12 - 15 тысяч драм (1400 - 1800 рублей). А про кухню я вообще молчу, одни названия чего стоят - тжвжик, кюфта, адана, чихиртма, ммм… Про еду я отдельно расскажу, наверное.

Связь.
Практически на всех ночевках был интернет, причем в Ереване от Ростелекома. Для оперативной связи купил симку МТС за 1000 драм. Ну да, тут так, ВТБ24, МТС, Beeline, Ростелеком, РЕСО и Росгосстрах. В тариф вообще не вникал, этих 1000 драм хватило на все необходимые звонки в Армении. Мобильным интернетом не пользовался.

Отношение к русским.
Крайне позитивное. Ну просто крайне. С другой стороны, никаких братаний и прочего раздражающего панибратства замечено не было. Вообще, люди в Армении очень понравились.

Полиция.
Как водитель я в подавляющем большинстве случаев сталкиваюсь представителями ГАИ, про них и расскажу. Гаишники патрулируют улицы и трассы в движении, с включенными люстрами, засад не видел ни разу. Автомобили - Тойота Королла предыдущей модели. За пределами Еревана их достаточно мало, а вот в самом Ереване - приличное количество и они постоянно кого-то тормозят. Говорят, что последние годы очень активно наводят порядок с движением на улицах.

Меня останавливали два раза, и оба раза - 9 мая. Первый раз в Ереване уточнили наличие алкоголя в крови по случая праздника, проверили документы и страховку и отпустили, пожелав счастливого пути.

Второй раз получилось несколько забавно. На трассе рядом с Ереваном встали в хвост и долго ехали сзади. На выезде с развязки на другую трассу под знак «Уступи дорогу» я увидел плетущийся жигуль и чуть прибавил скорости. Въехал на главную дорогу я со скоростью, превышающей скорость жигуля. И тут же сзади включились мигалки и меня попросили остановиться на обочине.

- Вы не выполнили требования знака «Уступи дорогу»!
- ?!? Офицер, у нас с жигулем произошло ДТП? Второму участнику движения пришлось экстренно тормозить?
- Необходимо было уступить дорогу!
- Я уступил. Помех движущемуся по главной дороге транспорту не создал. Останавливаться знак «Уступи дорогу» не требует.
- Необходимо оплатить штраф в размере 15000 драм. В связи с особенностями армянских законов необходимо либо оплатить штраф на месте, либо Ваши права изымаются до оплаты в банке.
- Хорошо, офицер. С нарушением я не согласен, о чем напишу в протоколе. Оформляйте. Мы законопослушные люди.
- На первый раз мы делаем Вам предупреждение, мы тоже законопослушные. Можем ли мы вам чем-нибудь помочь?
- Нет, спасибо.
- Кстати, с праздником!

Такой вот забавный диалог случился на трассе, где-то под Ереваном, и на этом общение с представителями закона в Армении у меня прекратилось.

Все, с технической частью я закончил. Надеюсь, что этот пост кому-нибудь принесет пользу, потому что я уже откровенно утомился его писать.

Отдельную благодарность приношу Марине gazel2, которая прислала мне перед поездкой свой маршрут поездки по Армении и расписала буквально все-все-все нюансы. Это очень помогло мне при планировании маршрута.

Продолжение следует…

Еще про Армению:
Армения. И никогда не сравнивайте ее с Грузией (2017)

полезности, техническая информация, путешествия, Армения, автопутешествие, #Армения, семья