Sep 04, 2015 10:04
Моя бабушка родом из маленького городка на юге Белоруссии. Тот край, что называется красивым словом Полесье.
Немцы захватили их город на восемнадцатый день войны, и ровно три года Лунинец был в оккупации. Бабушке повезло, её угнали в какой-то трудовой лагерь в Польшу, а вот тем, кто остался, совершенно не повезло. Особенно 4 сентября 1942 года
В этот день 4 сентября 1942 года примерно к 16.00 были убиты последние узники Лунинецкого гетто - 2 932 человека, среди которых было 1 429 женщин и 1 397 детей.
Подготовленный заранее расстрельный ров длиной 50 метров, шириной 4 метра и глубиной 3 метра находился в урочище Боровщина между железнодорожной линией Лунинец-Пинск и заброшенной железнодорожной линией Лунинец-Барановичи на расстоянии примерно 1,5 километра от гетто.
Обреченных людей перед ямой заставляли раздеться догола и сложить отдельно мужскую и женскую одежду. С этого места они уже видели, что происходит в яме. Затем евреев группами по 10 человек отводили к яме. Маленьких детей запрещали брать на руки, и заставляли вести рядом с собой. От страха люди страшно кричали. В яме евреям - а это в большинстве были женщины с детьми - приказывали лечь и положить ребёнка рядом с собой так, чтобы его голова была открыта. Член пинского отряда СД по фамилии Печ и его подручные полицаи Бальбах и Патик по очереди загоняли и расстреливали обреченных людей из автоматов выстрелами в затылок - как и накануне при уничтожении гетто в Лахве. По словам нескольких карателей, участвовавших в этом расстреле, которых поймали и судили в Франкфурте в 1971-1973 годах, «происходящее у ямы было настолько ужасным, что это невозможно описать словами».
Сколько себя помню - бабушка была очень требовательна к себе и окружающим, никому не давала спуску. При этом, я обожал у неё гостить - режимность с лихвой перекрывалась любовью. Потом я вырос, и стал лоботрясом. Сейчас-то уже спохватился, конечно, готов в любую минуту сорваться с места, и поехать к ней, да некуда.
Такие дела
я - полешук,
болотные истории,
Отрывной календарик